07.06.2011 | 10:36

Филармонический оркестр Монте-Карло впервые выступил в Москве

Этот старейший музыкальный коллектив – а ему 155 лет – называют «визитной карточкой Монако». Его стиль отточен такими музыкантами, как Штраус, Тосканини, Бернстайн. Филармонический оркестр Монте-Карло впервые приехал в Россию – с дирижером Роберто Аббадо и всемирно известным скрипачом Джошуа Беллом, в качестве мощного «соло поддержки». Экспресс-гастроли начались в Петербурге выступлением на фестивале «Музыкальная коллекция». И продолжились в Москве, на сцене зала имени Чайковского. Рассказывают «Новости культуры».

За кулисами музыкантам филармонического оркестра Монте-Карло никаких напутственных слов, с дирижером все обсудили на репетиции. Для Роберто Аббадо – это самый напряженный момент: как только выйдет на сцену, его будут сравнивать с родственником – знаменитым дирижером Клаудио Аббадо.

«Что поделать, я родился с фамилией Аббадо, - говорит дирижер. – Мой дядя – Клаудио Аббадо, папа – пианист и композитор Марчелло Аббадо. И знаете, я много лет выхожу на сцену, дирижирую. И раз моя карьера успешна, значит, и я чего-то как музыкант стою».

В филармоническом оркестре Монте-Карло Роберто Аббадо приглашенный дирижер. На пресс-конференции журналисты интересовались, когда он приезжает в родной для этого оркестра город, Монте-Карло, чувствует ли он себя азартным человеком.

«Я был еще ребенком, когда один мой родственник по материнской линии, очень богатый человек, все проиграл, и даже скрипку Страдивари, - рассказывает Аббадо. – Поэтому я ни разу в жизни не переступил порог ни одного казино. Сыграть труднейшее сочинение – это пожалуйста, а вот азартные игры – нет, это не для меня».

В отличие от Роберто Аббадо американский скрипач Джошуа Белл человек азартный, который любит рисковать, участвуя подчас в небезопасных экспериментах.

В руках Джошуа Белла скрипка работы Антонио Страдивари 1713 года. Однажды с этим инструментом он спустился в вашингтонское метро. Тогда ожидали, что из-за выступления знаменитого скрипача будет столпотворение, понадобиться помощь полиции. Но сотни людей равнодушно проходили мимо. А одной уборщице показалось, что скрипка слишком громко звучит.

Для американских журналистов, подтолкнувших скрипача к эксперименту – это была сенсация: гонорар от выступления в метро одного из самых виртуозных музыкантов мира составил 32 доллара. Когда стоимость одного билета на концерт Джошуа Белла от ста и выше. Это был повод поразмышлять о приоритетах современного общества. Свои приоритеты Джошуа давно расставил: репетировать, репетировать и даже по пути на сцену – репетировать. И не важно, что «Концерт для скрипки с оркестром» Чайковского много лет в его репертуаре.

«Впервые я его сыграл в 13 лет с преподавателем, - говорит скрипач. – Мне было лет 20, когда я его записал. Потом играл с оркестром Берлинской филармонии. Вот сейчас с оркестром Монте-Карло».

Этот коллектив – один из старейших, ведет историю с 1856 года. Первый состав - 15 музыкантов, а теперь в оркестре Монте-Карло больше ста человек. Коллектив покорил слушателей в Америке, Италии, Германии, Испании, Франции, Великобритании. Но за сто пятьдесят пять лет своего существования ни разу не был в России. Так что это выступление для филармонического оркестра Монте-Карло – своеобразный дебют.

Читайте также: 

Филармонический оркестр Монте-Карло выступит в Москве