16.09.2014 | 09:59

40-летие "бульдозерной выставки" отмечают в Москве

Экспозиция, посвящённая 40-летию знаменитой так называемой «бульдозерной выставки» открылась в столичной галерее «Беляево». Она называется «Свобода есть свобода». Бульдозер давно уже списан, художникам давно уже не приходится выставлять работы на пустырях. Но искусство продолжает жить, вызывать споры, рукописи и оригиналы восстают из пепла и вскрываются новые подробности. Рассказывают «Новости культуры».

Произведения художников-участников «бульдозерной» выставки для этой экспозиции собирали в лучших музеях Европы и России. Оскар Рабин, Владимир Немухин, Виталий Комар – имена этих и других художников впервые прозвучали на весь мир после того как их лучшие работы были публично уничтожены руками сотрудников КГБ. Такой жестокой расправы не ожидал никто – вспоминает участник «бульдозерной выставки» художник Срегей Бородачев. Тогда ему чудом удалось спасти одну из своих картин.

«Я не отдавал никому, я при себе держал, – вспоминает художник. – Кидай меня в костер вместе с картиной! Оскара Рабина я вытаскивал из-под завала. Если б не я, он бы погиб».

Считалось, что увидеть картины с «Бульдозерной выставки» можно только на фотографиях западных журналистов. Оказалось – снимки сохранились еще и в архивах КГБ. Их организаторам выставки передал в дар генерал-майор Александр Михайлов. Он – свидетель исторических событий, и даже готовится читать о них лекцию.

«Он был руководителем большого отдела КГБ, – рассказывает заведующий отделом экспериментальных программ Государственного центра современного искусства Виталий Пацюков. – Сейчас он генерал-майор ФСБ. И он расскажет об истории слежения за художниками, истории запрета искусства».

После выставки почти все её участники были арестованы, в последующие годы – многих из них вынудили уехать из страны. Но все же, своих целей художникам тогда добиться удалось – уже через две недели, под давлением мировой общественности, состоялась первая выставка нонконформистов в Измайлово.

«Все изменилось, весь мир перевернулся после этой выставки, – говорит Сергей Бородачев. – Взгляд на искусство стал другим. Народ принял это новое искусство».

Эта акция арт-группы «U/N» – тоже часть выставки в галерее. Но поняли далеко не все. Свой перформанс художники трактуют как «опыт сенсуального переживания истории». У зрителей он вызвал неоднозначную реакцию:

- Вообще кошмар какой-то;
- Не знаю еще пока, как это пережить;
- Я вообще в шоке я не знаю что здесь происходит.

Молодые художники вновь подтверждают – новое искусство обречено быть непонятым. И хотя свобода самовыражения, 40 лет назад чреватая трагедией, теперь напоминает фарс, вызвать у зрителей настоящие эмоции им все же удалось.

Новости культуры