08.06.2011 | 10:38

Вдохновленные Гойей

Валенсия пользуется репутацией «самой передовой» из испанских провинций. В 1989-м году здесь появился первый в стране Институт, целью которого стало собирательство, научное исследование и популяризация актуального искусства. Сегодня Институт современного искусства Валенсии обладает одной из самых представительных коллекций национального авангарда. Самые ценные работы в эти дни можно увидеть в Московском музее современного искусства. Рассказываеют «Новости культуры»

Показать не хрестоматийных Гойю, Веласкеса и Эль Греко, а познакомить российских зрителей с новейшим искусством Испании – одна из задач выставки. Центральное место занимают работы каталонского скульптора Хулио Гонсалеса. В Испании он наряду с Хуаном Миро и Сальвадором Дали считается одной из самых значительных фигур в истории модернизма.

Все скульптуры выполнены из железа, которым Гонсалес, по словам Пикассо, «манипулировал как маслом». На творчество скульптора, по словам куратора выставки, как и на все искусство Испании, повлияла гражданская война 36-го года. Эта работа создана через год после ее начала, в 37-м.

«События гражданской войны очень повлияли на его творчество в том плане, что он эмоционально реагировал, хотя уже не жил в этой стране, - говорит Юрий Копытов, научный сотрудник Московского музея современного искусства. – Его это трогало и придало его творчеству экспрессию, видите даже на примере этой работы, и если мы можем провести какой-то водораздел до второй мировой войны, то скорее он будет именно в 36-м году».

Где проходит эта граница, можно определить, рассматривая экспонаты выставки и сравнивая их друг с другом. Вот, например, испанский вариант поп-арта. Это 60-е, у нас в это время процветало искусство соцреализма. А это уже 2000-е. Работа Магдалены Абаканович «Клетка». Безысходность, невозможность сбросить груз тяжелого ХХ века. Но есть между всеми произведениями испанского искусства и нечто общее.

«Испанцы – сюрреалисты, - говорит Юрий Копытов. – То есть любое испанское искусство, даже если оно не относится к этому периоду, оно сюрреалистично само по себе. Это их манера, отличительная черта, которая не присуща в такой мере никакой больше национальности».

«Я думаю, что корни этого сюрреализма идут от искусства Гойи, - говорит Хавьер Гарсия-Ларраче, советник по культуре посольства королевства Испании в Москве. – Это он вдохновил все последующие поколения испанских художников. Такая уж мы нация – если смотрим на что-то, то через призму сюрреализма».

«В следующем году московский музей современного искусства нанесет ответный визит в музей современного искусства Валенсии. Там выставят шедевры произведения Малевича, Татлина, Экстер, Шагала. Испанские зрители смогут убедиться, что русское искусство может быть не менее сюрреалистично, чем испанское».

Все материалы темы Перекрестный год России и Испании>>>