06.09.2012 | 19:39

"Романтический монтаж" в Музее современной истории

«Романтический монтаж» – выставка в Музее современной истории представляет несколько десятков работ, в которых отражены попытки осмыслить историю первых десятилетий советского государства. Но это не единственная причина, по которой в экспозиции объединены столь непохожие авторы. Все они в разное время и при разных обстоятельствах бывали в подмосковной Мекке – в Абрамцеве. И все эти картины из собрания музея-заповедника. Рассказывают «Новости культуры». 

Абрамцево устойчиво ассоциируется с именами художников мамонтовского круга. Но в 30-е годы XX века на противоположном берегу реки Воря появляется поселок художников и творческое объединение «Ново-Абрамцево». Сюда приезжают работать Александр Лабас, Игорь Грабарь, Вера Мухина, Илья Машков.

«Интересный период, когда идет формирование нового молодого советского государства, а художники просто пытаются найти адекватный пластический язык для передачи новой жизни», – поясняет ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Абрамцево» Светлана Волкова.

Персонажи этих картин – пионеры, спортсмены, рабочие и колхозники. Искусство, которое должно быть понятным народу и изображать день сегодняшний. А фоном служит русский пейзаж. По складу своему романтики, живописцы в Абрамцеве пытались отыскать поэзию в ритмах советской жизни. В их картинах пересекались традиции классической живописи, современного плаката, кино. Отсюда и название выставки – «Романтический монтаж». В «Ново-Абрамцеве» уживались художники не просто разных стилей, но порой враждующих между собой творческих объединений. Эти места – пусть на время – меняли и примиряли их.

«Иогансон – апологет соцреализма, и вдруг – неожиданные, замечательные совершенно живописные этюды, где он раскрепощен, красив, где он совершенно свободен. Абрамцево помогало этим художникам на какое-то очень короткое время, иллюзорный период времени, быть самими собой», – подчеркивает Светлана Волкова. 

Будто для контраста на выставке представлены три «неабрамцевские» картины этого периода.

«Сами работы очень декоративные и яркие. И отвечали духу времени 1920-х – 1930-х годов нашей страны. Это "Сбор персиков в колхозе" известнейшего нашего художника Сараяна», – показывает заведующая отделом изобразительного искусства ГЦСИ Вера Панфилова. 

Кроме того, «Пионерский лагерь в Артеке» Машкова и «Танцы народов СССР» Вильямса. Эскиз для панно, которое получит «Золотую медаль» на Парижской выставке в 1937 году. Эти работы – своеобразное дополнение к рассказу о художниках, которые искали и оттачивали свой художественный язык в Абрамцеве.