10.09.2014 | 10:28

Третьяковская галерея открывает выставочный сезон проектом "Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги"

Государственная Третьяковская галерея открывает масштабный сборный тематический проект под названием «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги». Рама ведь как одежда, может подчеркнуть достоинства, гармонично вписать в окружающий мир и общественную мораль, а может свести на нет все усилия художника и даже стать пощёчиной общественному вкусу. Рамы, представленные в экспозиции, как и настоящие одежды, изготовлены из самых разных материалов, украшены бархатом, кружевами, даже драгоценными металлами. Благодаря усилиям реставраторов отдельные полотна вернулись в свои рамы, и в экспозиции можно встретить «идеальные пары». Рассказывают «Новости культуры».

Здесь и «идеальные пары», и одиночки. Картины в рамах и рамы без картин. На вопрос: есть ли границы у живописи, на этой выставке отвечают: есть, но только когда речь заходит об обрамлении живописного произведения.

«В следующий раз, приходя в музей, наши зрители будут обращать внимание не только на сами живописные произведения, но и на то драгоценное обрамление, которое, собственно, их окружает, на эти рамы. Потому что, как правило, мы их не замечаем», – говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Здесь рамы не заметить сложно. Собраны лучшие образцы с XIII по XXI век. Некоторые картины без обрамления представить вообще невозможно. Василий Верещагин отводил рамам особую роль. В его Туркестанской и Балканской сериях рамы – важный источник информации. На них – подробности изображённого.

«Верещагин изображает свиту императора, который в бинокль рассматривают бой, – поясняет куратор выставки Татьяна Карпова. – И на раму он выносит очень скупо, очень сдержанно только эту дат».

Буквально «читали», как главу учебника истории, раму центральной картины экспозиции – «Прием волостных старшин императором Александром Третьим во дворе Петровского дворца в Москве» кисти Ильи Репина. Изучили все детали. Установили: на уникальной раме – 25 гербов российских городов и областей. В процессе реставрации таких открытий было немало.

Вполне возможно, что на «Портрете Неизвестной» художника Макарова, на самом деле, изображена дама из рода Лермонтовых. Об этом позволяет судить их герб, вырезанный в верхней части рамы с девизом: «Жребий – мой Иисус».

Отдельная линия выставки – иконы и оклады. Вход Господень в Иерусалим выставляется впервые. Верхний слой, нанесенный в XIX веке, оказался лишь поновлением. Реставраторы его сняли. И увидели совсем другое по технике и масштабу изображение.

«И перед нами – то, что является подлинным XVIII веком, написанным в темпере», – уточняет главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова.

В отдельном зале – оправы, бесценные не только с художественной точки зрения, но благодаря материалам, из которых они сделаны. Это шедевры декоративно-прикладного искусства из драгоценных камней. Например, рамки для фотографий фирмы Карла Фаберже. Рядом со старинными – экспонаты XXI века, работы современных художников. А значит, на выставке ведётся «диалог» не только между картиной и рамой, но и мастерами разных веков.

Читайте также:
Диалог картины и рамы>>>

Новости культуры