09.06.2011 | 11:02

Охваченные счастьем бытия

Один из самых популярных живописных жанров в русском языке обозначен французским словом «натюрморт», в буквальном переводе – «мертвая натура». И это огромная несправедливость по отношению к лучшим мастерам жанра. Исправить ошибку решили кураторы выставки в столичной «Галерее Мамонтовых». Экспозиция, посвященная русскому натюрморту первой половины ХХ века, получила название – «Охваченные счастьем бытия». Рассказывают «Новости культуры».

В центре экспозиции – 3 картины. «Бухарский натюрморт» Павла Кузнецова, «Георгины» Ильи Машкова и «Ванна» Аристарха Лентулова. По словам сотрудников Третьяковской галереи, побывавших на выставке, все три достойны собрания Третьяковки. До сих пор искусствоведам было известно два бухарских натюрморта Кузнецова, написанных по следам путешествия художника в Среднюю Азию. Третий обнаружили совсем недавно. Так же как и «Ванну» Аристарха Лентулова.

«Это для нас открытие художника заново, - говорит куратор выставки Александра Салиенко. – Такого Лентулова мы не знали. Это его квартира, это работа из коллекции семьи. Тут есть легенда, что якобы появился водопровод, и это стало для него вот таким отправным пунктом».

«Натюрморт – это тот жанр, который позволяет художнику выразить свое восприятие жизни, как правило все-таки связанное с какой-то радостью, – говорит заместитель директора Государственной Третьяковской галереи Лидия Иовлева. – Если бытовой жанр связан с социальными проблемами, то натюрморт – это самый светлый, самый радостный».

Всего на выставке представлены 25 работ. В том числе картины Натальи Гончаровой, Александра Лабаса, Петра Кончаловского, в котором обращает на себя внимание тот факт, что лапы петуха аккуратно перевязаны голубой ленточкой, а также Роберта Фалька и Ильи Машкова. Работу последнего, «Георгины», специалисты называют шедевром художника. Впервые картина экспонировалась на выставке общества «Бубновый валет» в 1914-м. Кстати, это время расцвета русского натюрморта. Но и в советские годы, самый аполитичный жанр оставался одним из самых востребованных: цветочное царство надежно укрывало художников от вездесущей идеологии.