09.06.2011 | 11:09

"Эоннагата" Робера Лепажа в программе Х Чеховского фестиваля.

Нечто среднее между балетом, драмой, и сеансом психоанализа. Загадочен не только жанр постановки, которая продолжает программу Х Чеховского театрального фестиваля, но и название - «Эоннагата». Создатели и участники действа в представлении не нуждаются. «Человек-театр» Робер Лепаж, универсальная прима мировой балетной сцены Сильви Гиллем и Рассел Малифант – один из самых ярких современных танцовщиков и хореографов. Проект был задуман шесть лет назад как чистый эксперимент. И все эти годы «тройственный союз» рассказывает историю о двойственности человеческой натуры. Сегодня – со сцены театра имени Моссовета. Рассказывают «Новости культуры».

Собраться вместе звездам равной величины, но из разных галактик было трудно. Они репетировали без графика, когда удавалось выкроить хоть пару дней, встречаясь в разных частях света. В результате преодолели все – расстояния и занятость, и в чем-то – самих себя. Все для того, чтобы создать что-то совсем необычное.

«Проект родился из восхищения, которые мы с Расселом всегда испытывали от спектаклей Робера. К тому же, нам обоим очень хотелось вырваться из привычного нам танцевального мира, выйти за рамки, – говорит танцовщица, хореограф Сильви Гиллем, – «Эоннагата» для нас как раз такая возможность. Стиль работы Робера был для нас непривычен. Только к чему-нибудь приспособишься, он опять все меняет. Так только Форсайт еще работает. Но потом мне стало страшно интересно, я вовлеклась в эту игру».

Проникнуть в суть замысла Робера Лепажа можно, только расшифровав название его спектакля – «Эоннагата». «Оннагата» – персонаж японского театра, мужчина, играющий женские роли. Д‘Эон – имя главного героя истории. Авантюрист и секретный агент короля Людовика XV, реальный персонаж, он до сих пор темная лошадка истории. Когда в начале своей карьеры он упал с лошади в Англии, врачи сделали запись о чудом выжившей женщине. Когда много лет спустя умер во Франции – доктора констатировали смерть мужчины. Но, конечно, не историческая правда о том, мужчиной или женщиной был кавалер Д’Эон интересует Лепажа.

«Для нас эта история – отправная точка, чтобы поговорить о двойственности человеческой природы вообще, – говорит Лепаж. – Сельви танцует женскую ипостась Д’Эона, Рассел – мужскую. Мне досталось изображать Д’Эона в старости. Мы игрались, как дети, много выдумывали, импровизировали».

Исследование любой двойственности – характерная черта творчества Лепажа. Равно как и смешение в один насыщенный микс самых разных визуальных жанров. Но на этот раз режиссер попробовал нечто даже для себя совсем новое. Пригласив в свою работу двух ярчайших звезд современного танца – Гиллем и Малифанта – Лепаж решил танцевать вместе с ними. Он даже похудел специально для этого.

Замешав в одно современный и классический танец, боевые искусства Японии, эхо театра Кабуки, Лепаж много смысла отдал предметам. Самурайские мечи, деревянные палки для боя, веера и даже столы.

«Мне кажется, даже предметы здесь имеют гендерные качества: палки – мужские, веера – женские. А еще очень важны костюмы – для нас большая удача, что их когда-то придумал Александр Маккуин», – говорит танцовщик Рассел Малифант.

Каждый из участников «Эоннагаты» сделал что-то в первый раз. Робер Лепаж попробовал танцевать, Сильви Гиллем разучила драматический монолог, а Рассел Малифант впервые запел. Каждый нашел новую грань самого себя. Вместе они представили сумму граней, прошлых и вновь приобретенных, зрителям уже многих стран. Опыт считают удачным. Совсем не против его повторить.

Все материалы темы "Х Чеховский фестиваль">>>