09.09.2014 | 10:33

В "Манеже" – ретроспектива работ Эрика Булатова

В столичном «Манеже» открылась масштабная выставка «Эрик Булатов. Живу-Вижу». Оптимизм утверждения свидетельствует о том, что автор, который в минувшем году отметил 80-летие, остаётся самым активным работающим художником в среде русской арт-эмиграции. При этом – художником русским и европейским одновременно. С 92-го года Булатов живёт и работает в Париже, но родной его город – Москва. И то, что выставка, которую мастер называет «итоговой», проходит именно здесь, имеет принципиальное значение. Рассказывают «Новости культуры». 

Многие называют Эрика Булатова королем соц-арта, однако персональных выставок у титулованного художника на родине было всего две. Первая - в Курчатовском институте в конце 60-х, правда, длилась она всего сорок пять минут. Вторая - в Третьяковской галерее в 2006-м. Эта - третья по счету. Ее планировали открыть еще в прошлом году, когда мастер отмечал свой восьмидесятилетний юбилей. Собирались привезти выставку из Монако, однако авторы московской экспозиции решили сделать оригинальную выставку. В итоге на выставке в Манеже представлено пятьдесят живописных полотен и 90 графических работ.

Экспозиция поэтапно рассказывает о всех периодах творчества художника. Раскрывает его многогранность. Самые ранние живописные и графические работы, созданные в шестидесятых, - такого Булатова знают немногие - фирменный почерк мастера еще не виден. На этих рисунках выросло не одно поколение, но то, что это именно Булатов, тоже не всем известно. В конце пятидесятых, не имея возможности выставляться, автор пришел в детское издательство и проработал там много лет. Еще одна большая удача выставки - эскизы к его знаменитым полотнам. Можно проследить движение мысли автора. Большое влияние на Эрика Булатова оказал поп-арт, но не какой-то конкретный автор, само направление. «Поп-арт включил в пространство искусства громадное пространство медиальное, которое на самом деле окружает нас и полностью заполняет нашу жизнь. А до них это искусство не допускало, потому что - дурной тон», - рассказывает художник Эрик Булатов.

Но для Булатова поп-арт - не есть целостная картина бытия, это - пространство ограниченное. Смысл - за социальными рамками. На этих самых пограничных уровнях и работает мастер, стремится к главному –свободе. Картину «Горизонт», в которой точно передан образ советского социума, лишенного воздуха, движения, куратор выставки Сергей Попов считает самой значительной в современном российском искусстве. «Это не только о советском времени, это и о возможности людей выйти за пределы социального пространства и быть свободными. По сути, это в своих картинах Булатов и показывает на самые разные лады», - объясняет куратор выставки Сергей Попов.

Новая работа Булатова - « Художник среди зрителей» - парафраз «Явления Христа народу» Иванова. Эта картина – многослойная, своеобразная анфилада пространств. «Я когда ввожу еще зрителей, то уже те зрители становятся персонажами, а зрителями становятся современные люди, которые живут, как те. Потому что кто верил, кто нет, кто вообще не обращал внимания. Так и здесь: кто мимо проходит, а кто внимательно смотрит», - говорит Эрик Булатов.

Одна из наиболее радикальных работ, «Советский космос», созданная в годы застоя - синтез бездушности, пустоты и величия, торжественности. Работу «Странник», на которой Булатов написал своего друга, соратника Олега Васильева, можно считать антиподом «Космосу». Булатов тонко подметил, как нелепо смотрится официозная символика в реальном пространстве страны с простым русским человеком. Эрик Булатов - остроумный, ироничный, парадоксальный мастер, борец за правду, певец свободы, который уже полвека ищет ответ на главный, по его мнению вопрос, который ставит искусство: а зачем человек?

Новости культуры