09.06.2011 | 17:07

Венецианские дневники

В Италии проходит 54-я Венецианская биеннале – главный мировой смотр современного искусства. Раз в два года в двух выставочных площадках – Джорджини и Арсенале, представляют все актуальное, шокирующее, необычное, что появляется в мировом художественном пространстве. На днях из Венеции вернулась главный дизайнер телеканала «Культура» Елена Китаева. Tvkultura.ru представляет фотодневник Биеннале, сделанный художницей.

Венецианская биеннале

Выставка делится на две части: национальные павильоны, представляющие искусство разных стран (в этом году их 89) и выбор куратора под общим названием ILLUMInations. В этот раз куратором стала швейцарский искусствовед Биче Куригер, которая привезла в Венецию известных и уже признанных в мире американских и европейских художников.

Венецианская биеннале

Интерактивный экспонат: посетители, при желании, могли вылепить что угодно из разложенных кусков пластилина. Творчество российских зрителей узнать было легко - соотечественники довольно предсказуемо использовали буквы русского алфавита.

Венецианская биеннале

В кураторском проекте Биче Куригер Россию представляет Анна Титова, которая выступила с инсталляцией из разноцветных стеклянных ширм:

Венецианская биеннале

Российский комиссар Стелла Кесаева сделала весьма осторожный выбор, представив лишь одного художника – классика московского концептуального искусства Андрея Монастырского, который стоял у истоков этого направления в нашей стране. Куратором выставки стал историк и теоретик Борис Гройс, который предложил неожиданную форму подачи акций 1970-х годов группы Монастырского «Коллективные действия». Посетители русского павильона говорили об излишней минималистичности экспозиции, кому-то она может показаться даже скучной: фото- и видеодокументы, в центральном зале – нары по стенам и три столба, скованные цепью. Дальше посетителю предлагается додумать символы по своему усмотрению, и в этом со-творчестве – квинтэссенция концептуальной школы:

Венецианская биеннале

Куратором итальянского павильона стал известный политик и художественный критик Витторио Сгарби, который не раз заявлял о своей антипатии к современному искусству.

Биеннале в Венеции

По словам Сгарби, он борется с «арт-мафией», которая все время выставляет одних и тех же художников. Сам он является специалистом по Ренессансу, а из современных произведений, по всей видимости, предпочитает натюрморты, пейзажи и марины, которыми он активно торговал, даже будучи заместителем министра по культуре. Этот высокий пост Сгарби занимал в 2001–2002 годах. Сейчас занимается комплектацией коллекции римского Музея искусства XXI века.

Биеннале в Венеции

Вопреки своим пристрастиям Сгарби не стал отказываться от актуального искусства в павильоне Италии. Он пригласил 200 коллекционеров, которые отобрали работы 200 итальянских художников.

Биеннале в Венеции

Получилось достаточно пестрая подборка, своеобразный винегрет из традиционного искусства и самых авангардных течений. Сгарби представил работы признанных мастеров рядом с произведениями совершенно неизвестных художников.

Биеннале в Венеции

Экспозиция, созданная Сгарби, вызвала резкую критику итальянского арт-сообщества.

Биеннале в Венеции

«Раздробленная культура? – Поиск идентификации в современном китайском искусстве» («Cracked culture? – The quest for identity in contemporary Chinese art») – проект, в рамках которого представлены работы более 100 китайских живописцев и скульпторов.

Кун Ванмехелен представил «Рожденных в Венеции» (Nato a Venezia).

Кун Ванмехелен не забыл и свой «Космополитический Куриный проект» (The Cosmopolitan Chicken Project), начатый еще в 2000 году. Проект с метафорическим значением, который затрагивает такие современные социальные вопросы как генетические манипуляции, клонирование, глобализация, мультикультурное общество и прочие актуальные вопросы современности. Идея Ванмехлена стала отправной точкой для большой серии работ, в которую вошли портреты кур, рисунки, инсталляции, видео.

Работы венесуэльца Франсиско Бассима (Francisco Bassim):


«Путь будущего» (Future pass - from Asia to the world) – проект, в котором представлены работы более 100 художников, как из Азии, так и из других стран. Основной идеей, о которой говорили кураторы, стала «без-граничность» искусства. Мир, который воспринимается как «художественная вселенная», где мирно сосуществуют самые разные воплощения искусства - от классики до современных цифровых арт-объектов. Надо сказать, что именно в рамках этой экспозиции были представлены наиболее декоративные произведения.

Некоторые объекты Биеннале было невозможно идентифицировать: эта яркая скульптурная композиция располагается на набережной,  вне национальных павильонов, и не снабжена никакими пояснениями, что оставляет свободу для зрительских интерпретаций.

В пятницу, 10 июня, Елена Китаева станет гостем рубрики «Худсовет», где расскажет о своих впечатлениях от 54-й Биеннале современного искусства.

Все материалы темы>>