08.09.2014 | 10:29

В столице проходит Биеннале бук-арта

Международная биеннале бук-арта открылась в рамках Московской Международной книжной выставки-ярмарки. Площадку для штучной книги предоставила Российская государственная библиотека искусств. Рассказывают «Новости культуры».

Книга-скульптура, книга-коробка, книга-ширма… Все эти объекты современного искусства принадлежат к особому жанру – Книга художника, или бук-арт. Международная биеннале авторских книг возникла совсем недавно, в 2010-м. Впервые прошла в Румынии, затем в США. Для выставки в России кураторы отобрали более сотни работ.

«Чисто эстетические критерии – чтобы работа была интересна, чтобы ее могли понять в мире, чтобы она была сделана на интернациональном языке, – говорит куратор Международной биеннале бук-арта, художник Михаил Погарский. – Вот этот образный язык, которым она сделана, должен быть доступен в любой части мира, стране – ребенку, старой бабушке, маститому художнику».

Существенно расширилась география биеннале. В нынешней экспозиции – работы сотни художников и творческих групп: из Германии, Франции, Китая, Турции, России.. Книга-глобус Михаила Погарского с надписью «арт-книга объединит весь мир» – хорошая аллегория. Вообще авторы книг не скупились на обилие смыслов и символик. Московский художник Валерий Корчагин смастерил книгу-бомбу

«Моя работа, которая называется “Блокбастер или книга-бомба”, – рассказывает Валерий Корчагин. – Блокбастер – такой английский термин в киноиндустрии со времен Второй мировой войны. Это означало бомбу, которая взрывает квартал. Вот здесь вместо заряда используется книга – квинтэссенция знаний, которые могут быть вложены в источник интеллектуальной мысли человеческой».

Есть здесь и книги, напоминающие архитектурные объекты: например, башни или египетские пирамиды. Авторы пускали в ход самые разные материалы: шили книги из цветных лоскутков на машинке, выпиливали из дерева, склеивали из строительных перчаток... Смоленский художник Эдуард Кулёмин и вовсе представил поэму на кассовых чеках.

«Эта классическая работа, которая входит в корпус постмодернизма, когда любой предмет может стать темой для поэта, – поясняет Михаил Погарский. – Вот здесь Кулёмин использует кассовые чеки, на которых добавляет определенные графические письмена, и вместе это – визуальная концептуальная поэма».

Новаторские, остроумные, оригинальные...Эти дизайнерские экземпляры должны помочь не только взглянуть на книгу по-новому, но и сохранить искусство бук-арта. Ведь в эпоху электронных носителей это особенно важно.

Новости культуры