05.09.2014 | 10:29

Умер Донатас Банионис

Умер Донатас Банионис. 90 лет ему исполнилось этой весной. «Никто не хотел умирать», «Мёртвый сезон», «Солярис» – фильмы из числа тех, которые он сам ценил особенно высоко, а многие видевшие знают покадрово, включая крупные планы Донатаса Баниониса. Это ничего, что его обычно озвучивал Александр Демьяненко, крупный план молчащего Баниониса – это уже целый моноспектакль выдающегося литовского актёра, снятый на плёнку. Кстати, артист всегда был предан театру – родному, в Паневежисе, где играл больше полувека, больше сотни ролей. В его же стенах пройдёт прощание с артистом. Похоронят Донатаса Баниониса рядом с супругой, в Вильнюсе. Родным артиста выразил соболезнование Президент России Владимир Путин. Рассказывают «Новости культуры».

О Донатасе Банионесе говорили: «Он строит интерьер души, лабиринты познания. Его лицо – внутри и соткано из эмоций». И в 90 он сохранял мальчишескую улыбку и проницательный взгляд. Именно так он смотрел с юности. В 17 пришел в паневежский театр к Юозасу Мильтинису и остался верен ему навсегда. О кинороли в «Мертвом сезоне» Банионис вспоминал чаще, чем о других. Сыграл не шаблонного – сложного героя.

«Банионис стал символом такого интеллектуально-философского кинематографа, – отмечает киновед Кирилл Разлогов. – Он нес на себе отпечаток особого подхода к жизни. Я часто цитирую французского режиссера Клода Лелуша, который говорил, что великие актеры отличаются от всех остальных людей только потому, что у них на лице написала судьба гораздо более богатая и интересная».

А ведь вначале актера не хотели утверждать. Говорили: невысокий и коренастый – он не похож на советского разведчика. А оказалось – прямое попадание. Об этом эпизоде вспоминал в своей книге «Я с детства хотел играть».

Роль в «Солярисе» послала ему сама судьба, считал Банионис. Как понять сверхреальность Тарковского, как играть переживания, спрятанные глубоко внутри. Режиссер в объяснения не вдавался. 

«Я нахожусь сейчас в нашем любимом месте, неподалеку от Ялты, там, где начиналась работа над фильмом "Солярис", – говорит заслуженная артистка РСФСР Наталья Бондарчук. – Я думаю, что Донатас останется навсегда в душах русских людей, как человек невероятно добрый и прекрасный. Он нес с собой культуру».

В кино за Баниониса зачастую говорили другие актеры — мешал прибалтийский акцент. Эпизод в картине Рязанова «Берегись автомобиля» – один из немногих, где звучал голос актера. 

Говорил своим голосом, с акцентом, и в криминальной драме «Змеелов». Вспоминают те, кто работал с ним на съемочной площадке.

«Всю жизнь мы встречались, всю жизнь мы общались – и на фестивалях, и не на фестивалях. Я, к сожалению, снималась с ним только однажды – в фильме "Змеелов", но, конечно видела все его картины, это невозможно было не смотреть», – говорит народная артистка РСФСР Наталья Белохвостикова. 

«Было несколько сцен, которые меня очень волновали, – вспоминает народный артист РСФСР Александр Михайлов, – и даже несмотря на его прибалтийский акцент, это настолько хорошо сыграно, настолько мощно, со вторым и даже третьим планом».

А еще, были: немногословный философ герцог Альбанский в «Короле Лире», трагический и гениальный живописец, в ленте «Гойя, или Тяжкий путь познания», роль адвоката в «Николо Паганини», где они вместе сыграли с Альбертом Филозовым.

«У него врагов, наверное, не было, – полагает народный артист России Альберт Филозов, – потому что он был благорасположенный ко всем человек. Такой деликатный».

Свои кинороли Банионис оценивал более чем скептически. Говорил: «могу выделить только пять-шесть работ, все остальные – баловство». Возможно, актер немного лукавил.

«У нас перед глазами его лицо, его глаза, его сдержанная манера, необыкновенный лаконизм, – отмечает Наум Клейман. – И, вместе с тем, ты понимаешь, что сквозь него говорит что-то большее. Он является транслятором этого большего. Я думаю, это высшее мастерство актера».

«Мы сделаем в кинотеатре "Иллюзион" ретроспективу показа его фильмов, – обещает директор Госфильмофонда Николай Бородачев. – А "Мертвый сезон" мы начали оцифровывать».

Сотня ролей в театре и около 60 – в кино. Банионис всегда надеялся, что «они не прошли даром» и был убежден: «Надо жить столько, сколько Бог велел» – по правде, без штампов и театральных поз.

Все материалы темы>>>

Новости культуры