04.09.2014 | 11:05

80 лет со дня рождения Эдуарда Хиля

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения одного из самых популярных артистов советской эстрады. Эдуард Хиль – обладатель неповторимого тембра и обезоруживающего обаяния. Исполнитель самых мажорных песен своего времени считал, что эстрада – трудный жанр даже для певца с консерваторской школой. Но делать трудности видимыми – не к лицу петербургскому интеллигенту, и ослепительная улыбка Хиля, сопровождавшая каждое его появления на сцене, запомнилась миллионам зрителей. Рассказывают «Новости культуры».

Впервые на эстраду его вывел сам Утесов.  Всегда излучающий оптимизм, с фирменным прищуром он делал нашу эстраду интеллигентной. Эдуард Хиль умел так расставить смысловые акценты, что даже простенькие песни становились шлягерами. Многие теперь – классика советской эстрады. Это и детская «Дважды два – четыре», и оптимистичная «Не плачь, девчонка», и задорная «Потолок ледяной…», и лиричная «Как провожают пароходы».

Свою первую песню он пел перед ранеными в лазарете. Из Смоленска семилетнего Эдуарда эвакуировали за полтора часа до захвата города фашистами. Детдом, долгая разлука с мамой. Потом Хиль спел песню о том, как было тяжело. С детства прекрасно рисовал - пошел учиться в полиграфическое училище, но жить без музыки не мог. Параллельно была оперная студия, консерватория. С шестидесятых – Эдуард Хиль - в составе «Ленконцерта». 

«Конечно, наши ленинградские композиторы должны быть ему благодарны, как московские  – Кобзону, так ленинградские – Эдику. Потому что и Баснер, и Андрей Петров, и Гаврилин – он целый цикл там пел, военный, по-моему, он был голосом этих композиторов», - утверждает народный артист России, поэт-песенник Илья Резник.

Любимец властей, непременный участник всех «Голубых огоньков» и обязательных праздничных концертов, Эдуард Хиль был всегда организован и требователен к себе. Слушатели не могли этого не заметить. К примеру, хоккеисты очень просили, чтобы песню «Трус не играет в хоккей» для них пел только Хиль.

«У него дикция очень хорошая. Песня очень трудная. Там – та-да-да. И стихи, которые надо уложить ни в язык, а в ум, - говорит пианист, композитор, народный артист России Левон Оганезов. - Эдик знал много стихов наизусть, он хорошо их читал. Он был очень хорошо образованным человеком. И воздействие его текстов на публику было лучше».

Член жюри многочисленных певческих конкурсов и фестивалей, он охотно делился тем, что знал сам. Преподавал вокал в ЛГИТМике. Олег Погудин – был среди его учеников.

«Эдуард Анатольевич не столько учил петь, и я не могу сказать, что он научил меня петь Он научил относиться с достоинством к тому, что ты делаешь на эстраде. Нельзя выйти к зрителю неподготовленным, нельзя безрассудно относиться к материалу, нельзя даром есть хлеб, нельзя ни за что получать аплодисменты и деньги», - вспоминает заслуженный артист России Олег Погудин.

Сложными для Эдуарда Хиля стали постперестроечные годы, когда советская эстрада перестала существовать. Он выступал с концертами за рубежом перед эмигрантами. Тогда он вряд ли мог представить, что в XXI веке его нагонит интернет-слава. В 2010-м пять миллионов пользователей Всемирной сети со всего мира пришли в восторг от «мистера Трололо» и его песни 1976 года «Как я рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой».

Новости культуры