02.09.2014 | 13:47

В Суздале на стенах Спасо-Преображенского собора открыли фрески Гурия Никитина

В Суздале завершилась масштабная реставрация Спасо-Преображенского собора. Восстановлено более шестисот квадратных метров уникальных росписей, созданных Гурием Никитиным. Живописец родился в Костроме, в XVII веке. Основал и возглавил самостоятельную артель мастеров, развил и усовершенствовал лучшие традиции костромской школы настенной живописи в церквях и соборах Переславля-Залесского, Ростова Великого, Ярославля. Более ста лет уникальные росписи Спасо-Преображенского собора были скрыты от глаз, и вот теперь их можно увидеть такими, какими создал мастер. Рассказывают «Новости культуры».

"Безмолвная проповедь" – так с древности именуют храмовые росписи. Сейчас стены Спасо-Преображенского собора выглядят так же, как в XVII веке. Более 40 лет реставраторы снимали поздние слои, заново укрепляли старые, готовили многотомную документацию. Этот "незаметный" со стороны труд музейщики называют святым делом. Работа, которая продлевает жизнь шедеврам, созданным задолго до них, как никогда актуальна.

"Для русской истории, для воспитания русского человека материальная культура имеет огромное значение, – говорит генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова, – можно очень много читать, можно очень много воображать, но когда ты входишь в такой храм, поднимаешь голову и видишь фигуру Христа, написанную рукой Гурия Никитина, может быть, в этот момент первый раз ощущаешь себя православным русским человеком".

Гурий Никитин – живописец XVII века, стоит в одном ряду с Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Дионисием. Роспись в Спасо-Преображенском соборе принято считать лучшей... и прощальной. Спустя два года по окончании работ художник умер. Реставраторы называют его росписи миниатюрами в монументальности. На фресках Никитина много мелких деталей, еле заметных надписей. Людмила Балыгина занимается реставрацией уже 50 лет. Помнит, как начинались восстановительные работы. Признается, что "памятник" знает наизусть.

"И вот эти вот детали, украшения вот этих картушей, горки. Вот какие-то детали, драпировка. Она настолько вся закрученная, она воздушная. Она какая-то не плоская, объемная", – говорит художник-реставратор Людмила Балыгина.

Реставрация – это всегда открытие. Так было и при работе с фресками Никитина. Специалисты узнали имена, казалось, уже забытых святых, князей. Раскрыла свою тайну и надпись, опоясывающая собор. На ней имена всех, кто принимал участие в строительстве и оформлении храма.


Новости культуры