02.09.2014 | 12:30

"Табакерка" представляет премьеру спектакля "Йеппе-с-горы"

В спектакле «Йеппе-с-горы» заняты ведущие актеры «Табакерки»: Сергей Беляев, Роза Хайруллина, Виталий Егоров, Дмитрий Бродецкий. Пьеса о том, что жизнь как сон: сегодня ты король, а завтра — нищий. Рассказывают «Новости культуры».

Фокусник, обезьяна, дрессирующая укротителя, тоскующий мим – на первый взгляд эти сценки, стилизованные под площадную пантомиму – лишь небольшое бонусное шоу от «Табакерки». На самом деле, это пролог и одновременно резюме к постановке с прописной моралью. О том, чего лучше не делать и как правильно себя вести – подробно, живо и с примерами – артисты рассказывают уже на сцене.

Йеппе — обыкновенный крестьянин из горной деревушки. Искренний добродушный пьяница. Над ним все смеются, подтрунивают, постоянно обманывают. И никому даже в голову не приходит задуматься – почему он пьет?
«Вот спросите меня, зачем я столько пью? Я вам отвечу! Потому что управляющий гоняет, жена ремнем по спине, а пастырь наставляет мне с ней рога», — говорит главный персонаж пьесы.

Это не история о пагубной привычке. Возглас главного героя «Йеппе не такой дурак, как вам кажется» хочется перефразировать – «не такой простой»! Однажды напившись, Йеппе просыпается в покоях аристократа. Ему оказывают почести, называют «ваша милость», стоят перед ним коленях. Так, уставший от скуки барон, решил подшутить над Йеппе. И посмотреть, что происходит с человеком, попавшим из грязи в князи. От неожиданной роскоши у Йеппе закружилась голова. Быстро освоившись с новым статусом, он мгновенно превращается из забитого крестьянина в угнетателя.

«Вот так ходит человек, а потом опа! Откуда у тебя это полезло?! Все мы многослойны», – уверен заслуженный артист России Сергей Беляев.

Поставить этот спектакль в Табакерке мечтали давно. «Йеппе-с-горы» - один из шедевров театрального искусства барокко. Пьесу написал в 1722 году Людвиг Хольберг. Это имя, значимое для датчан и норвежцев, в России известно лишь специалистам. Хольберга называют создателем национальной драмы, «датским Мольером». На сценах Москвы и Петербурга комедии Хольберга последний раз шли в XIX веке. Возродить после почти двухвекового забвения драматургию норвежского просветителя доверили режиссеру Глебу Черепанову. Это его первая постановка в «Табакерке».

«При всей своей кажущейся мягкости, он человек, довольно жесткий, но в театре без этого нельзя. Работалось с ним легко, потому что он слышит тебя и какая-то такая взаимность происходит», – рассказывает заслуженный артист России Виталий Егоров.

Специально для «Табакерки» пьеса была заново переведена Егором Перегудовым. Разыграть ее решили в стиле площадного театра. Живая музыка на аутентичных средневековых инструментах, рисунки песком по стеклу, черно-белое немое кино, анимация, игра теней, пиротехнические эффекты, перформансы во время антракта и даже хип-хоп в исполнении Розы Хайруллиной. «Театр может и должен вмещать в себя элементы всех искусств», – считает режиссер.

«В процессе репетиций актеры много чего предлагали, мы потом железно закрепляли, что вот здесь вот будет именно так и варианты другие не рассматриваются, иначе все начнет одно за другим рушиться», – говорит режиссер спектакля Глеб Черепанов.

Если о серьезном говорить серьезно, никто слушать не будет, уверены артисты. Старались на славу. В спектакле есть все: интрига, шутки, гэги. В слегка меланхоличном фарсе о «маленьком человеке», читая между строк, каждый найдет свою мораль.


Новости культуры