10.06.2011 | 19:34

Джеймс Таррелл: художник света и пространства

Посетители галереи современного искусства «Гараж» заново открывают для себя удивительные свойства света и воздуха. Высокотехнологичная инсталляция Джеймса Таррелла подтверждает его репутацию художника-волшебника. Над некоторыми своими проектами американец работает десятилетиями. Он приручает свет, который является для него и материалом, и объектом искусства, и предметом исследования. Рассказывают «Новости культуры».

Клик мышкой – и очередной посетитель выставки скрывается внутри гигантской металлической сферы, похожей на спускаемый аппарат космического корабля. Человек, попадающий туда, находится примерно в том же состоянии, что и во время сна. Создатель капсулы, американский художник Джеймс Таррелл, в прошлом военный летчик, считает, что самое интересное люди видят, когда закрывают глаза.

«Эта капсула называется "Падение светового господства". Я придумал ее для того, чтобы передать ощущения, которые испытывает пилот самолета, когда, влетая в облако или туман, он теряет ориентиры, не видит, где горизонт», – говорит мастер.

Джеймс Таррелл в 1960-е был одним из тех, кто стоял у истоков нового искусства. Тогда он и его друзья стали называть себя «художниками света и пространства». Объектом искусства для них является сам свет, источник которого остается загадкой. Посетители выставки, как герой фильма Андрея Тарковского «Сталкер», заходят в переливающуюся разными цветами зону и оказываются по ту сторону света.

«За последние 100 лет человечество освоило космос, мировой океан и виртуальное пространство. Как с этим пространством взаимодействует человек – это как раз то, что исследует в своих работах Джеймс Таррелл. Все эти инсталляции не просто аттракцион для зрителей, здесь использованы серьезные научные разработки, в том числе в области психологии поведения», – поясняет куратор выставки Ричард Эндрю (США).

О том, какие чувства испытывает находящийся внутри этого пространства человек, художник попросил журналистов не рассказывать. Чтобы не выдавать тайну. Он вообще относится к свету очень серьезно. Для интервью долго выбирает место, где встать, чтобы быть освещенным этим волшебным светом.

«Работа за моей спиной – 1967 года. Тогда она всех шокировала. Я предложил новую форму того, как можно смотреть на искусство. Это 3D еще в те годы. В свое время Малевич тоже вызывал шок, а сейчас это классика. Я накладываю свет на стену, чтобы увидеть какой-то объект. Меня интересует сам свет, а не то, что он освещает», – рассказывает художник.

Кроме световых голографических инсталляций, Таррелл привез в Москву странные конструкции. Не то дом, не то летающая тарелка. Художник утверждает, что это архитектурные сооружения. Таррелл создавал их в 60-е, когда мир только начинал увлекаться НЛО и пришельцами, а сам Таррелл осваивал управление самолетом и отращивал свою знаменитую бороду, за которую в Америке его называют Клодом Моне, ведь он тоже любил поиграть со светом.