02.09.2014 | 10:26

Александр Филиппенко отмечает юбилей

Александр Филиппенко сравнивает свой выход на сцену с рыбалкой: «Мы же рыбаки, мы закинули удочку с хорошим текстом, заглотнул зритель – и я один знаю, когда подсеку эту удочку». «Приманки» актер использует самые разные – помимо работы в театре и кино, создаёт моноспектакли и поэтические программы. Выпускник Московского физико-технического института, Филиппенко уверен – любовь к отточенным формулировкам на сцене, к точно поставленной и выполненной актерской задаче в нем воспитал именно физтех. Сегодня народный артист России отмечает 70-летний юбилей. Рассказывают «Новости культуры».

Убедительный, заразительный, обаятельный – точно по Станиславскому, Александр Филиппенко – человек-театр. Сам себе автор, режиссер, актер. Он – человек-настроение: везде опаздывает и всюду успевает, в свой юбилей интервью не дает намеренно – о себе говорить не любит.

Есть в нем что-то загадочное и мистическое. Тридцать лет назад его Кощеем Бессмертным пугали детей. Следующая роль – еще страшнее – Смерть в фильме «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

Начинал он с улыбок и смеха: в КВН, в команде физтеха. А в качестве актера на сцену вышел в студенческом театре МГУ «Наш дом», одним из руководителей которого был Марк Розовский. Там – своя школа: требовалась легкость, раскрепощенность, «внутреннее ликование». Филиппенко ликовал настолько, что стал ведущим актером студии. После ее распада первые сольные программы ему продолжил ставить тот же Розовский.

«Он жил, он жил как театральный актер, он играл за всех персонажей, и он имел некое авторское отчуждение от текста. Он как бы комментировал своим отношением», – вспоминает Марк Розовский.

Параллельно шла работа в кино. Одна из первых ярких ролей – в германовской ленте «Мой друг Иван Лапшин». Почти всегда режиссеры предлагали Филиппенко роли отрицательных персонажей. Он стал злодеем номер один с обаятельной демонической улыбкой: знаменитые Ричард Глостер в «Черной стреле», Белаш в «Визите к Минотавру».

«Он сыграл замечательно противного, отрицательного, просто отвратительного персонажа, – говорит народный артист РСФСР Сергей Шакуров. – Он даже у писателя не так противно написан, как его сделал Саша. В этом он переплюнул всех».

Дважды он сыграл воплощение зла – Ричарда Третьего. Второй раз – на сцене. В жизни актера, кажется, число 2 имеет мистическое значение. Он появился в двух версиях «Мастера и Маргариты» – в образах Коровьева и Азазелло, у Роберта Стуруа в «Гамлете» он играет и духа отца Гамлета, и Клавдия.

«Люди, которые играют отрицательных персонажей, они наиболее добрые люди, потому что они напоминают о зле, которое мы часто не замечаем, – считает Роберт Стуруа. – Правда, его герои были кинематографические всегда – открыто отрицательные».

Его появление в кино для режиссера – всегда удача. На сцену в последнее время все чаще выходит с моноспектаклями. Любит «Один день Ивана Денисовича» по повести Солженицына.
«Это встречается людьми по всей стране с невероятным энтузиазмом, – рассказывает президент Русского благотворительного фонда А.Солженицына Наталия Солженицына. – Он уходит всегда под гром аплодисментов. Люди соскучились по замечательному, красивому, глубокому, умному слову, которое он, к тому же умеет талантливейшим образом воплотить».

Филиппенко читает Есенина, Довлатова, Булгакова, Зощенко. Комедии в его исполнении всегда трагикомедии. Он эксцентричен, и все его роли гиперболизированы. При этом он лиричен и тонок – в единственном (пока) неотрицательном образе – героя-любовника.

К 70-летию народного артиста России Александра Филиппенко смотрите на нашем канале в пятницу в 19:15 художественный фильм «Ошибка Тони Вендиса». А сразу по его окончании – программу «Линия жизни».

Новости культуры