01.09.2014 | 12:30

Завершена реконструкция Большого драматического театра имени Товстоногова

Большое событие для Петербурга – завершение реконструкции Большого драматического театра имени Товстоногова. Последние три с половиной года спектакли БДТ шли то на Малой сцене в Каменностровском театре, то на площадке ДК культуры имени Горького. И вот театр возвращается домой, на набережную Фонтанки. Худрук Андрей Могучий уже обещал публике «грандиозное открытие», он же предупредил, что реставрация художественной программы БДТ ещё впереди. Рассказывают «Новости культуры». 

Триста метров роскошного синего бархата. Материал разложили прямо на сцене. Из него шьют главный театральный занавес. «Другой раз даже приходится что-то исправлять, поправлять, чтобы красиво смотрелось», - признается швея Светлана Шевченко.

В 1919-м году городская комиссия распределила цвета занавесов между крупнейшими театрами Петрограда. Александринскому достался красный, Мариинскому - голубой, Малому оперному - оранжевый, а вот Большому драматическому - синий. И уже почти 100 лет эту традицию не нарушают. Споры вызвал лишь цвет стен. В 1878-м году, когда по заказу графа Апраксина построили театр, они были коричневыми.

«Вообще все театры исторически красили в плотный цвет, чтобы было видно артистов - при том освещении свечном, или керосиновом. И Московский реставрационный институт, который стоял во главе реконструкции теперешней, требовал от театра, чтобы мы согласились на темный зал», - рассказывает главный художник БДТ имени Товстоногова Эдуард Кочергин.

Эдуард Кочергин - больше сорока лет - главный художник театра. Он сумел доказать членам комиссии из Москвы, что красить стены в темно-охристый цвет не нужно. При Товстоногове они были светло-бежевыми и такими должны остаться. А вот сцена изменилась. Причем, значительно.

«Главной, наверно, особенностью этой сцены является то, что она разборная. То есть, это практически legо. Мы можем ее убрать совсем! Я специально обозначаю такие парадоксальные, экстремальные варианты. Можем переконфигурировать ее так, как мы хотим. Мы можем внедрить в любое место, в любую точку этой сцены любой механизм», - говорит художественный руководитель БДТ имени Товстоногова Андрей Могучий.

Динамичный свет, мощные видеопроекторы, современные звуковые пульты и вайфай-платформы - декорации теперь можно будет вывозить по радиосигналу. На самой сцене - вращающиеся круги и 14 люков-провалов.

По команде эта площадка опускается ниже уровня сцены на 3 метра 60 сантиметров. Новые технологии открывают новые возможности для режиссера и актеров. Потом также быстро площадка поднимается вверх - всего за несколько секунд.

Великий Товстоногов и мечтать не мог о таких технологиях. В его кабинете завершают реставрацию. А вот в знаменитую гримерку номер 9 уже можно заглянуть - на потолке более 300 автографов - Вячеслава Тихонова, Андрея Миронова, Эльдара Рязанова, Аркадия Райкина. Здесь можно увидеть подпись Солженицына. Говорят, даже маршал Жуков встал на табуретку, чтобы оставить здесь свои инициалы. А в соседней гримерке - под штукатуркой на потолке - реставраторы увидели странную картину: сотни керамических горшочков. Вероятно, здесь был вокальный класс. Керамика дает хорошую акустику. Среди открытий - и действующий камин XIX века. А еще, сняв два слоя паркета, мастера нашли редкую историческую плитку 1900-х годов. Всё это совсем скоро смогут увидеть и зрители. Большой драматический откроет сезон в конце сентября.

 

Новости культуры