01.09.2014 | 11:26

ВГИК отмечает юбилей – 95 лет

Тут нет никаких железных правил, каждый студент может рассчитывать на индивидуальный подход. И все же есть незыблемые принципы работы вуза: обучение всегда сочетается с практикой, преподают – только действующие мастера. Рассказывают «Новости культуры».

В 1919-м, в разгар гражданской войны, когда целая страна, кажется, висела на волоске – в такой момент было принято решение о создании нового учебного заведения. Настолько важным считалось искусство кино. Первой в мире государственной киношколе была предначертана особая роль.

«Особенность ВГИКа в том, что он обучает художников. Будущих творцов, – говорит преподаватель ВГИКа, киновед Кирилл Разлогов, – сложность этого в том, что в процессе отбора действительными творцами, мастерами становится каждый десятый. А девять человек учатся, чтобы получить некую профессию».

Для творческих вузов проблема почти философская – воспитание уникальной личности или обучение профессии. Во ВГИКе, кажется, нашли баланс.

«Наша школа основывается на том, что преподают операторы, которые не оторваны от производства, которые продолжают работать, снимать, поэтому они наполнены самыми передовыми идеями. Эти идеи рождаются на съемочных площадках. Естественно эти идеи стараются внедрить в систему обучения», – рассказывает руководитель операторской мастерской ВГИКа, народный артист России Вадим Алисов.

«Мы сейчас пытаемся заложить за эти годы обучения в подсознание, в подкорку некие механизмы, которые будут работать эффективно через 10-15 лет, когда человек будет работать в кино. Мы на своем факультете учим ребят мыслить. Драматургия – это мышление, не больше не меньше. Это самое трудное, что может быть», – признается заведующий кафедрой драматургии кино, заслуженный деятель искусств России Юрий Арабов.

Практически все ключевые фигуры отечественного кинематографа – выпускники ВГИКа. На воспитание кинозвезд у ВГИКа почти абсолютная монополия.

«Я все-таки мистическую сущность не отбрасывал бы. Что называется намоленностью. Я бы это не отбрасывал никогда, – рассуждает руководитель режиссерской мастерской ВГИКа, народный артист РФ Владимир Хотиненко, – не просто даже традиции. Это определенный дух, определенный воздух. Кто-то здесь ходил, кто-то здесь стоял из понимающих, знающих толк в этом деле – это вопрос очень важный».

Ученик Владимира Хотиненко Владимир Котт с этого года самый молодой преподаватель ВГИКа. Говорит, стандартных подходов в обучении тут нет. Два разных мастера как два мира.

«Главное во ВГИКе не то, что чему-то учат, здесь просто дают возможность самому научиться, –рассказывает руководитель режиссерской мастерской ВГИКа, кинорежиссер Владимир Котт, – главное не погубить талант. Есть талант его надо растить, а не встраивать в систему. Мне кажется, во ВГИКе ручной подход к профессии; он отличается от того, что происходит где-то в других местах»

Масштаб фигур, которые преподавали в разные времена во ВГИКе – отдельная тема. Эйзенштейн, Пудовкин, Кулешов, Герасимов, Бондарчук, Бабочкин, Мамардашвили. Двух разных людей один и тот же преподаватель обучает по-разному. На одном курсе когда-то учились Тарковский и Шукшин. Их преподаватель великий Михаил Ромм смог раскрыть два совершенно разных дарования. Игорь Ясулович окончил ВГИК дважды, дважды у Ромма.

«Когда-то были, наверное, какие-то люди, которые дважды учились у Сергея Апполинарьевича Герасимова. А я могу сказать, что мне очень посчастливилось попасть к Михаилу Ильичу Ромму, –признается заведующий кафедрой актерского мастерства ВГИКа, народный артист РФ Игорь Ясуловоч, – я думаю он очень сильное влияние оказал и на формирование моих мозгов. Представление о том, что такое человеческая и гражданская позиция».

В юбилейном учебном году у ВГИКа проявится новый 14-этажный корпус. Уникальный киноконцертный зал, учебный театр, панорамная крыша. Предусмотрено все, чтобы и тут снимать кино.

«У нас есть три съемочных павильона, которые находятся на седьмом этаже, две кинопросмотровые на 50 человек, большая аудитория для 250 человек для поточных лекций, просмотров и так далее. Мастерские актерского, режиссерского факультета. Все вместе порядка 12 мастерских», – говорит проректор ВГИКа по строительству и капитальному ремонту Андрей Мелентьев.

«Именитые режиссеры, актеры, педагоги с мировым именем, когда попадают к нам, они очень высокого мнения о нас, как правило, уезжают с высокой оценкой. Даже говорят: ”Мы бы с удовольствием работали с вашими студентами”», – утверждает ректор ВГИКа Владимир Малышев.

Основная задача, которая стоит перед ВГИКом сегодня: с опережением обучать современным кинотехнологиям. Сохранить традицию отечественного кино, в котором на первом месте содержание.


Новости культуры