14.06.2011 | 11:25

XIV Международный конкурс имени Чайковского открывается в Москве

До начала XIV Международного конкурса имени Чайковского осталось несколько часов. Сегодня престижный музыкальный смотр открывается в Большом зале столичной консерватории. Прямую трансляцию торжественной церемонии открытия смотрите на нашем телеканале. Конкурс, за полвека существования ставший «национальным достоянием» ищет новые формы и использует все организационные возможности – чтобы стать еще более мощным и впечатляющим проектом и для самих участников, и, конечно, для всех поклонников классической музыки. Рассказывают «Новости культуры».

Последние два дня для репетиций. Для обычных студентов это много, для конкурсантов – катастрофически мало. Однако вполне достаточно, чтобы взять себя в руки и привести нервы в порядок.

«То, что я – самая молодая участница на конкурсе – это очень волнительно, чувствую большую ответственность. Но главное, что я счастлива, очень счастлива здесь находиться», - говорит Анна Мария Литвиненко, участница XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского из США.

«Я знаю двух участников конкурса Чайковского прошлых лет, потому что я  их ученик, – говорит Паоло Бономини, конкурсант из Италии. – Очень сложно ответить на вопрос, хочу ли я победить. Конечно, хочу! Но вот насколько это возможно… Это сложно, очень большая конкуренция!»

Виолончелисты – самая «интернациональная» номинация конкурса. Из 25-ти музыкантов лишь двое – россияне. Среди пианистов – половина. И те, и другие будут соревноваться в Москве. Самым российским станет конкурс вокалистов, где половина наши соотечественники. Певцы будут выступать в Санкт-Петербурге, в здании Капеллы, а затем – в Концертном зале Мариинки. Скрипачи тоже в этом году переместились в город на Неве. Они выступают в залах филармонии и консерватории, акустику там уже проверила член жюри Елена Образцова и осталась очень довольна.

Председатель оргкомитета конкурса Валерий Гергиев собирается жить эти дни между двух городов и прослушать как можно большее количество участников Конкурса. При этом волнуется он не меньше молодых музыкантов.

«Это первый опыт такого рода у меня, – говорит Гергиев. – Я хотел привлечь внимание ведущих музыкантов к этому конкурсу, заручиться их поддержкой, участием в жюри, а также привлекать мне хорошо знакомых по профессиональной работе руководителей театров, менеджеров. Это тоже удалось».

Но чем Валерий Гергиев особенно гордится – так это привлечением Ричарда Родзинского. Тот уже много лет возглавляет Конкурс Вана Клиберна в Техасе. В преддверии состязания в Москве он выучил русский язык и провел мониторинг всех крупных конкурсов. С конкурса Шопена в Варшаве привез поляка Александра Ласковского – человека, знающего 7 языков и знакомого с лучшими музыкальными критиками мира.

«Мы познакомились в Варшаве, во время Конкурса Шопена. И когда я им сказал: это будет очень интересно – приехать тоже в Москву. Они сказали: хорошо, тоже приедем», - говорит Александр Ласковский.

Ричард Родзинский предложил ввести на конкурсе новую компьютерную систему судейства, ее суть выражена в формуле. Простой для математиков и непонятной для всех остальных. Цель – снижение уровня субъективности оценок.

«Сведена к минимуму возможность какого-нибудь из судей предвзято судить и повлиять на итог общего голосования. Если он симпатизирует одному из участников и дает ему высочайшие оценки, в то же время ставя низкие оценки главному конкуренту, эти оценки будут усреднены в рамках двадцати процентов», – рассказывает Родзинский.

Первые судьи из отборочного жюри приступили к работе еще зимой. Оценивали записи 600 претендентов на участие в конкурсе. Кстати, сейчас все записи выложены на сайте конкурса.

Одним из отборщиков был пианист Павел Нерсесьян. Сейчас он сетует на то, что многие участники конкурса, пианисты явно талантливые, не смогли предоставить записи достойного качества.

«Звук должен быть экстра-класса и желательно исполнение тоже экстра-класса. А изображение- главное, чтоб это был тот самый человек. Некоторые сделали наоборот. Очень хорошее красивое изображение прекрасное платье, например, красивый зал, а звук как будто из-за двери закрытой», – говорит Нерсесьян.

Но гораздо больше других конкурсных проблем всех волновало: успеют ли открыть Большой зал московской консерватории? Успели, хотя работа велась до последнего момента. Декорации на сцене зала меняются чуть ли не каждый час. Настройщики, конкурсанты, выбирающие себе по вкусу инструмент из пяти достойных. Ко всей этой шумной компании присоединяется Владимир Спиваков – ему открывать конкурс.

«Знаете, ощущение такое, что из ссылки возвращаешься. На Родину. Или из Дальнего путешествия. А потом – это зал, с которым связана вся твоя жизнь: и студенческая, и уже после победы на конкурсах», - говорит Спиваков.

Победителю Конкурса 98-го года пианисту Денису Мацуеву тоже выступать сегодня вечером.

Пока пианисты, а затем и Владимир Спиваков с оркестром репетируют, в зале настраивают четыре камеры (а в финале их будет восемь) – для ведения интернет-трансляций. За этим следит специалист из Америки Молли Макбрайд.

«Мы думаем, что за Конкурсом Чайковского в Интернете будут наблюдать около миллиона человек. За финалом – около 200 тысяч. Каждый из них может составить свое мнение, так что это будет «абсолютно прозрачный» Конкурс», - говорит Молли Макбрайд.

Пианиста Даниила Трифонова такая перспектива не пугает. Скорее, добавляет азарта.

«Сейчас конкурсы – это не просто конкурсы в привычном смысле этого слова. Это фактически он-лайн концерты. Это же огромные трансляции по всему миру», - говорит музыкант.

Даниил уже выиграл Конкурс нашего телеканала «Щелкунчик», стал лауреатом Конкурса имени Шопена в Варшаве. Но ставить или не ставить репутацию победителя на кон – такого вопроса даже не стояло. Как и перед многими другими участниками XIV Конкурса имени Чайковского.

Совсем скоро 122 участника конкурса начнут конкурсную борьбу. Совершенно непрогнозируемо, кто из них станет победителем. Но уже известно, что их гастрольный график будет расписан на три года вперед. Они выступят с Валерием Гергиевым и без него. И в залах не менее престижных, чем зал столичной консерватории.

А пока молодые музыканты готовятся к состязанию, лауреаты Конкурса Чайковского прошлых лет выступят сегодня на Торжественной церемонии открытия. Наблюдать за этим смогут все зрители телеканала «Культура». Трансляция начнется в 20.05. А в 18.35 не пропустите программу «Как это было». «Страницы» истории конкурса имени Чайковского «перелистают» лауреаты разных лет – Ван Клиберн, Владимир Атлантов, Барри Дуглас, Владимир Спиваков и другие выдающиеся музыканты.
 

Все материалы темы «XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского»