14.06.2011 | 15:37

Александру Сокурову - 60!

Сегодня исполняется 60 лет Александру Сокурову. С юбилеем мастера поздравили премьер-министр Владимир Путин и Президент России Дмитрий Медведев. Александр Сокуров – один из немногих режиссеров, фильмы которого стабильно попадают в конкурсные программы престижных мировых кинофестивалей и с завидной регулярностью получают награды и высокие оценки критиков. Его картины пронизаны особым авторским видением. В 1995 году по решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино. Рассказывают «Новости культуры».

Этот «Одинокий голос человека» мог бы замолчать навеки. Первой игровой картине Александра Сокурова вынесут смертный приговор – потребуют уничтожить. Студента ВГИКа обвинят в стандартных для той эпохи – «антисоветчине», формализме. «Одинокий голос человека», чудом спасенный, выйдет на экраны лишь на заре перестройки. Сокуров посвятит его Тарковскому, морально поддержавшему начинающего режиссера. О нем же снимет документальную «Московскую элегию». Фильмы Сокурова, допущенные к прокату лишь в конце восьмидесятых, долгое время любить считалось неприличным. Откуда столько «звенящей тишины» в его лентах? Почему сакральные диалоги героев так непонятны простому зрителю, и почему, наконец, этих самых героев играют не народные любимцы?

«Есть замыслы, где нужны абсолютные уникальные личности, которые не прошли через профессиональный тренинг, у которых есть неповторимые человеческие реакции», - говорит Александр Сокуров.

Обычных людей из привычной реальности Сокуров показывает через особую линзу, особым ракурсом. Как будто дает возможность подсмотреть за самими же собой со стороны - с другой планеты. А вдруг обращается к иному жанру – снимает документальные фильмы о некогда гонимых, сегодня – безоговорочно признанных и великих – Солженицыне, Ростроповиче и Вишневской. Экспериментирует – снимает «Русский ковчег» - фильм о путешествии во времени в декорациях Зимнего дворца и Эрмитажа. Одним дублем, без единой монтажной склейки. В 2007-м снова удивляет - на сцене Большого театра представляет оперу «Борис Годунов».

«Для режиссера освоение новых жанров это, конечно, большая задача, большой риск, потому что может не получится, а, с другой стороны, это обретение нового опыта, который к тебе переходит», - считает Александр Сокуров.

Сокуров, своей музой называющий Галину Вишневскую, сценарий фильма «Александра» писал специально для оперной певицы. Фильм, снятый в Чечне, в сорокоградусную жару, прежде всего, - о людях в нечеловеческих условиях. О женщине – такой бесстрашной, но такой милосердной.

«Я когда увидела себя на пробе в зеркале, я даже оглянулась, не стоит ли сзади кто то другой. Я так посмотрела, вспомнила свою тетку в Кронштадте и бабушку, и вот стала Александрой. Александр Николаевич - удивительно талантливый, конечно, человек, очень своеобразный у него взгляд на вещи, и работать с ним - одно удовольствие», - уверяет Галина Вишневская.

О каких бы людях не говорил Сокуров, в его фильмах нет однозначной оценки. С такой особой интонацией рассказало Ленине на предсмертном одре в фильме «Телец», об императоре Хирохито, стоящим перед судьбоносным для Японии выбором - в картине «Солнце». Тетралогию о человеке и власти завершает самая масштабная работа Сокурова - «Фауст».

«Он, конечно, более мифологичен и менее известен, вот поэтому мы в нашем фильме его сделали реальным, живым, понимаемым человеком. Из мифа мы превратили его в человека из плоти и крови», - рассказывает Александр Сокуров.

Еще не увиденного зрителем «Фауста» Сокуров называет самым тяжелым фильмом в своей жизни. Ему никогда и не давалось что- то легко. Кажется, для него такого понятия не существует вовсе. Снимающий на разных языках и в разных странах, о кардинально отличающихся человеческих судьбах, с таким размахом и уникальным режиссерским видением. Не выворачивающий наизнанку, но проникающий, куда-то очень глубоко, и достающий на поверхность что-то абсолютно сакральное.

Читайте также: Александр Сокуров встречает свое 60-летие

Александр Сокуров: «Я стремлюсь в каждом фильме найти связь с традицией»