28.08.2014 | 11:07

На базе ГМИИ имени Пушкина создается музейный кластер мирового уровня

Как отмечают эксперты, концепция реконструкции, предложенная архитектурным бюро «Проект Меганом», максимально щадит историческую застройку. Создание современного музейного комплекса позволит Пушкинскому увеличить свои площади более чем в два раза — до 105 тысяч квадратных метров. Вырастет и ежегодное число посетителей – минимум вдвое. Рассказывают «Новости культуры».

История с реконструкцией Пушкинского музея началась в 2008 году. Тогда конкурс выиграл Норман Фостер, однако градозащитники оказались против его проекта. Сопротивление длилось несколько лет, в итоге концепция британского архитектора была отвергнута – состоялся новый конкурс. Победителю от Фостера достались какие-то наработки, в частности было изучено подземное пространство. Там будет спрятано большинство помещений музейного городка.

Гардеробы, паркинг, хранилища, выставочные площади. Подземную часть Пушкинского соединят между собой — пройти можно будет из одного конца в другой. Наверху — на улице всё планируют сделать так, чтобы посетителям было понятно — они на территории музейного городка. И это одно из самых сложных заданий — связать разрозненные части в единый парк искусств. Сделают это с помощью дизайна, навигации, дорожного покрытия. Много работы предстоит и с усадьбами, которые теперь часть Пушкинского музея.

«Он приобретает больше зданий и по идее все эти здания — часть усадеб, и их трудно идентифицировать с музеем, потому что музей выглядит как музей. А усадьба как усадьба, фактически он просто заселяется в жилые дома, которые не очень приспособлены для музейного дела», — говорит главный архитектор Юрий Григорян.

Работы в усадьбе Вяземских-Долгоруких уже начались. В советское время здесь располагались институт марксизма — ленинизма и музей основоположников коммунизма. Через несколько лет здесь откроют галерею старых мастеров. Это место – одно из «яблок раздора» в проекте Нормана Фостера . В частности, беспокойство местных жителей вызвала вырубка деревьев. На территории усадьбы растут вековые дубы.

«Здесь есть исторически важные деревья — памятники насаждений, и мы думаем как сделать так, чтобы стройка сохранила деревья, — рассказывает директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак, — тут есть растения которые в этом не нуждаются, а какие-то мы должны сохранить».

Знаменитую автозаправочную станцию, которую согласно проекту Фостера хотели снести и построить на её месте один из выставочных залов, градозащитники отстояли. Согласно новому проекту реконструкции, она станет своеобразной исторической инсталляцией внутри открытого павильона.

«Эта бензоколонка появилась здесь как часть пространства Дворца Советов, это 35-й год, и одновременно строится Кропоткинская. Это часть городского дизайна 30-х годов. Дизайн хороший, а сохранилась она, потому что здесь заправлялись правительственные машины», — объясняет историк архитектуры Анна Броновицкая.

Большая проблема Пушкинского музея, которую предстоит решить одной из первых — запасники. В расположенном на цокольном этаже главного здания, с 75 года хранятся шедевры итальянских мастеров. Места катастрофически не хватает.

«Здесь очень тесно и то что мы можем видеть в этом пространстве картины, стоящие на полу — это, конечно, неправильно, но это вынужденная ситуация объясняемая нехваткой пространства», — говорит главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, искусствовед Виктория Маркова.

Открытый для посетителей депозитарий построят на территории между «Мусейоном» и отделом личных коллекций. На этом же участке вырастит новый экспозиционный корпус, названный «Агора». В нём планируют проводить все выставки — блокбастеры. Здание площадью в шесть тысяч квадратных метров планируют сделать из светопрозрачных панелей.

«Основным материалом могут стать полоски мрамора, наклеенные на стекло. Это прозрачный мрамор, который позволяет пропускать свет днем, создавая мягкое свечение, и интересный образ в ночное время», — делится ведущий архитектор проекта реконструкции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Елена Угловская.

Работы по строительству «Агоры» начнутся предположительно в следующем году. Расположенный по соседству бывший доходный дом Стуловых (сегодня там административный корпус ГМИИ) будут реставрировать. Удивительное здание – пример неоклассики — построено архитектором Валентином Дубовским в соавторстве с художником Игнатием Нивинским. После реставрации это здание посвятят книге — здесь будут находиться все научные библиотеки музея, а также проводиться конференции, выставки, связанные с текстом.

«Дом Стулова, чтобы он был местом для людей, которые не любят шумных вечеринок и посещения мы имеем ввиду тех одиночек, которые хотят неторопливого стиля, чтобы побыть наедине с вещью где можно послушать винил — это Бредбери — человек, живущий в гаджетах, хочет послушать себя», — отмечает директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак.

Это лишь малая часть того, что предстоит сделать. Городок будет включать в себя 27 зданий. Планы грандиозные. Невероятной кажется и дата окончания всех работ — 2020 год. Но, у сотрудников Пушкинского настрой оптимистичный, боевой. Спокойной и комфортной жизни в ближайшие годы здесь никто не ждёт – музей переключается на скоростной режим.


Новости культуры