28.08.2014 | 19:49

В "Новом Манеже" открылась масштабная интерактивная выставка

В «Новом Манеже» открылась масштабная выставка «Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах». Основной акцент - на применении интерактивных мультимедиа-технологий. Специально для выставки создано 15 коротких документальных фильмов, с использованием уникальных исторических кадров. Рассказывают «Новости культуры».

Взглянуть в глаза войны – это попробовать пережить ее через сотни документов, произведений искусства, звуки и цвета. Интерактивную выставку первыми посетили председатель российского правительства Дмитрий Медведев и вице-премьер Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский, которые оценили уникальность архивных материалов, предоставленных со всего мира.

«В каком-то смысле Первая мировая формировала двадцатый век, – говорит Дмитрий Медведев. – Все, чем он отметился в истории – и хорошее, и плохое – родом из этой войны. Это и небывалое ускорение шага истории, и бум технических открытий, связанных в том числе с военной техникой, искусство нового, уже антивоенного, сознания».

До мельчайших деталей продумано не только пространство, но драматургия выставки. Ею занимался режиссер Павел Лунгин. Он считает, полтора-два часа посещения выставки равносильно просмотру фильма – посетителя надо зацепить эмоционально.

«Сначала вы должны войти в наш левый зал, в мирную жизнь, увидеть Европу накануне войны, когда ничто еще не предвещало, – считает Павел Лунгин. – Дружбу царских семей, изящные рауты, пикники, улыбки. Потом у нас идет взрыв патриотизма и уход на войну – это предыдущий зал. А тот, правый зал, посвящен ужасам войны».

На полотнищах, обратная сторона которых превращается в кровавые знамена, – военная кинохроника разных стран Из динамиков доносится какофония звуков из взрывов и бравурных маршей. Это зал, символизирующий ужасы войны. Здесь даже пол жестяной, И когда множество людей начинают одновременно по нему передвигаться создается полное ощущение, что находишься в эпицентре сражений.

Рядом – переписка кузенов. В телеграммах от августа 1914 Николай Второй еще раз просит заверить своего кузена кайзера Вильгельма, что они добрые друзья, и войны не будет. Но это последние документы, где они называют друг друга «Ники» и «Вилли». В полях уже гибнут люди. Первая мировая начинается как братоубийственная, библейская. Из документов ясно, для русского императора – это гибель.

«Георг Пятый убеждал Николая следовать своему союзническому долгу и продолжать жертвовать русской армией во имя победы антигерманского блока, и во имя спасения Европы, – говорит генеральный директор РОСИЗО Зельфира Трегулова. – И далее представлена телеграмма от Ллойд Джорджа, который с очевидностью была согласована с Георгом Пятым с поддержкой новой власти Советов».

В зале-госпитале – уникальные альбомы из архива Романовых. Снимки из лазаретов. Вот стихотворение, писанное в лазарете раненым Николаем Гумилевым великой княгине Анастасии к дню рождения. В зале войны – перевернувшие представление об искусстве картины Филонова и Петрова-Водкина, которые в советское время лежали в запасниках. Здесь же можно увидеть, то о чем еще недавно могли только мечтать российские историки.

«В Российских архивах не оказалось оригинала Брестского мирного договора, – уточняет директор Госархива РФ Сергей Мироненко. – Мы обратились в политический архив министерства иностранных дел Германии и получили его».

Такая неизвестная у нас, и так подробно описанная в документах, фото и видеохронике Первая мировая открывается для нас по-новому. И только сейчас мы можем еще раз обратиться к судьбам монархов, простых людей и генералов, которые после ее окончания оказались по разные стороны баррикад – будто в разных мирах.

Читайте также:
Дмитрий Медведев стал первым посетителем выставки "Взгляни в глаза войны">>>

Новости культуры