28.08.2014 | 10:25

В столице состоялась премьера мистической оперы Бенджамина Бриттена "Поворот винта"

В столичном театре «Новая опера» накануне состоялась премьера одного из лучших сочинений Бенджамена Бриттена «Поворот винта». Камерная опера написана для шести солистов и 12 оркестрантов. Она создана по одноимённой повести Генри Джеймса, которая считается образцом готического стиля со всеми необходимыми атрибутами этого направления. Согласно дневникам Джеймса, повесть основана на реальных событиях. А Бриттен усилил эффект своим композиторским даром. На московскую сцену перенесли спектакль театра Северной Ирландии двухлетней давности. Рассказывают «Новости культуры».

«Поворот Винта» повернул на 360 градусов, представления о том что же такое опера в ХХ веке. Взявшись за мистический сюжет и написав авангардную музыку, Бриттен вывел старый и, казалось бы, очень понятный жанр на новый уровень. Дал возможность экспериментировать певцам, дирижерам, режиссерам. Чем, собственно говоря, и воспользовались два театра «Новой оперы» и Северной Ирландии. В совместном проекте, в рамках перекрестного года культуры России-Великобритании.

Не избалованная Бриттеном публика, зная, что в афише только два спектакля, раскупила в первый вечер все билеты. Сценический минимализм, замешанный на мистическом сюжете и трагическом финале, публику буквально загипнотизировал.

«Опера эта не из веселых, она тревожная, таинственная, но очень поэтичная», – говорит музыкальный критик Петр Поспелов. 

Семь артистов на сцене, 12 музыкантов в оркестровой яме – идеальный состав исполнителей для камерного спектакля, «Поворот винта» – точно вписался в сценическое пространство «Новой Оперы».

«Готическая история, помноженная на музыку Бриттена – это завораживает», – считает музыкальный критик Мария Бабалова. 

«Музыкально это сделано очень выразтельно, очень тонко. Некое настроение, которое есть в музыке, оно доходит до зрителя», – добавляет музыкальный критик Екатерина Бирюкова. 

Два приглашенных солиста – 14-летний Том Дизли из Ирландии и титулованная прима, англичанка Сюзанна Харелл, разыграли на равных трагедию, которая требует сил и душевной стойкости.

«Я очень устал, но чувствую себя счастливым, – признается Том Дизли. – Обязательно вернусь еще в Россию».

Солисты «Новой Оперы», погрузившиеся в мрачные тайны Генри Джеймса, узнали многое о призраках. На себе испытали их власть.

«Выкачивает энергию, – говорит солист Ярослав Абаимов. – Просто нужны силы – эмоциональные и психологические».

Выходя на поклон, принимая овации зала, участники проекта не скрывали слез. Слишком много сил забирает «Поворот винта» – и физических, и эмоциональных.

«Я вначале опасался, как публика будет реагировать на эту историю, – говорит Оливер Морс. – Но потом понял, у нас все получилось».

Дирижер Ян Латам Кёниг, теперь ломает голову, думая о том, как бы еще заполучить «Поворот винта».

«Очень хорошо, очень рад и очень счастлив.Я думаю, исполнение было очень успешным», – отмечает дирижер. 

«Поворот винта» заинтриговал и экспертов «Золотой маски». Но если он будет номинирован – будет ли возможность еще раз показать его в Москве?

Читайте также:
Немного ужаса в "Новой опере">>>

Новости культуры