27.08.2014 | 16:33

Названы общие тематические направления выпускных сочинений

Сегодня журналистам назвали общие тематические направления, по которым в этом учебном году все выпускники школ будут писать обязательные итоговые сочинения. Необходимость введения сочинения в число прочих выпускных испытаний была озвучена в конце прошлого года. Специальная рабочая группа при Минобрнауки разработала модель письменной работы. Чтобы уменьшить нагрузку выпускных экзаменов, сочинения одиннадцатиклассники будут писать в декабре. Рассказывают «Новости культуры».

Темы сочинений ученики, собственно, как и преподаватели узнают только в день экзамена, пока же – подсказка – основные тематические направления. Их пять: «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человеку войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем люди живы?». Председатель совета по вопросам проведения итогового сочинения Наталья Солженицына, отмечает – сегодня изучение литературы в школах едва ли не на нулевом уровне. Ситуацию нужно исправлять, не забывая и о том, что, прежде всего, литература должна развивать способность формировать свое мнение. Пусть оно и не совпадает с мнением героев бессмертных произведений.

«Вы можете спорить с ними, вы можете с ними не соглашаться, но вы должны объяснить, почему у вас такая точка зрения, а у Толстого была другая, – говорит председатель совета по вопросам проведения итогового сочинения, президент русского общественного фонда Александра Солженицына Наталья Солженицына. – У нас есть о войне “Слово о полку Игореве”, у нас есть “Война и мир”, у нас есть много всего о войне, а вы можете, видя сегодняшние войны, иметь совсем другой взгляд – напишите свой взгляд и проявите своё знание того, как это было раньше».

Такого рода сочинений не было ни в дореволюционной России, ни в советское время. Пока о конкретных критериях – обязательном наличии цитат, количестве допустимых орфографических ошибок или о том, можно ли будет пользоваться текстами – мало что известно.

«До первого октября региональные органы образования получат как рекомендации по оценкам, так и рекомендации по процедуре проведения сочинения, – рассказывает министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. – Сколько часов дети будут писать, сейчас обсуждается – четыре или больше, какая будет длина ориентировочная в словах и так далее».

Наверняка известно, что результатом оценки сочинения станет зачёт или незачёт. Проверять их будут школах, а затем отправлять в единую базу данных. Будет возможность пройти это испытание повторно, а ещё обещают, что сочинение может стать подспорьем при поступлении в ВУЗ – за него абитуриент может получить до 10 дополнительных баллов.

«Я очень с большим трепетом жду это, потому что если людей в течение семи лет, или даже десяти лет, натаскивали на совершенно другое, певчих птиц делали ловчими – очень трудно их переделать, учителям будет трудно! Учителя уже выросло поколение, которое никогда не занималось сочинениями», – говорит ректор высшего театрального училища (института) имени М.С. Щепкина Борис Любимов.

Первый год – пилотный, совет по вопросам проведения испытания и Минобрауки готовы к критике, которую уже сейчас называют обоснованной. Модель проведения итогового сочинения ещё будут анализировать и совершенствовать.

Новости культуры