14.06.2011 | 19:38

Труппа Мерса Каннингема привезла в Москву "Тропический лес"

«Тропический лес» Мерса Каннигема, впервые представленный в 1968 году, специально возобновили для московских выступлений его труппы. Всего в российской столице покажут три одноактных балета знаменитого хореографа-авангардиста. Показы пройдут в рамках двухлетнего «Турне наследия», в которое отправилась труппа Каннингема после его смерти в 2009. Сегодня «Тропический лес» представили на суд журналистов. Рассказывают «Новости культуры».

Труппа Мерса Каннингема в России впервые, но сам хореограф и его ассистент Роберт Суинстон были в Москве в середине девяностых – учили авангардной методике. Танцевальные головоломки Каннингема за тридцать лет Роберт Суинстон изучил от «А» до «Я». Раньше танцевал сам, теперь восстанавливает его балеты. Специально для Москвы сделал «Тропический лес».

«Я танцевал "Лес" в двух разных версиях: в 1988 и в 1997. Тогда восстановлением постановки занимался сам Каннингем. На этот раз я использовал видео 1968 года, с первыми исполнителями. Мне помогали два танцовщика, работавшие в первом спектакле», – рассказывает хореограф-постановщик.

Сценографию «Тропического леса» делал сам Энди Уорхол. Продюсер, художник, дизайнер, режиссер иногда развлекался и театром. Он завалил сцену серебряными, невесомыми подушками и предложил Каннингему, чтобы артисты танцевали обнаженными.

«Это было смелое предложение, но Каннингем посчитал, что это слишком. Тогда сделали костюмы, подчеркивающие обнаженность танцовщиков. Они позволяли свободно двигаться и быть максимально открытыми для танца», – говорит арт-директор Merce Cunningham Dance Company Тревор Карлсон (США).

Помимо основной труппы, у Каннингема была творческая лаборатория. Молодые танцовщики становились членами учебной репертуарной команды. Преданные идеям мэтра, они были отличным материалом для танцевальных экспериментов, а теперь стали участниками последнего турне труппы.

«Да, я чувствовала себя таким материалом. Когда Мерс ставил танцы, он всегда старался понять,  насколько мы чувствуем его идею и сколько из нас еще можно выжать», – замечает танцовщица Merce Cunningham Dance Company Джейми Скотт. 

После смерти Каннингема труппа отправилась в последнее турне. За два года танцовщики объедут  пятьдесят городов. Покажут восемнадцать постановок. Три – в Москве. Сейчас идеи Каннингема не кажутся смелым экспериментом, сводившим с ума Америку шестидесятых, но именно они дали кард-бланш новому поколению хореографов. А в конце 1990-х Каннингем приподнес еще один сюрприз.

«С 1991 года Мерс использовал новые танцевальные формы. Он экспериментировал с фигуркой на компьютере. Рождались новые, нелогичные движения, когда ноги, торс и руки двигаются не вместе, а, наоборот, независимо друг от друга. Танцоров этому учили танцевать по стадиям. Вначале ноги, потом тело, потом руки. Поэтому репетиции всегда идут в тишине, без музыки. Потому что логика движения не вытекает из логики музыки», – поясняет Роберт Суинстон. 

Сохранением наследия Каннингема – а это 200 постановок – занимается Фонд. Сделаны 84 танцевальные капсулы, в которых хранится вся информация о балете. Сама труппа, созданная в 1953 году, после окончания турне будет распущена.