15.06.2011 | 10:58

Барток плюс Верди

В ряду «именных» музыкальных фестивалей Европы особое место занимает «Барток плюс». Фестиваль, названный в честь Белы Бартока, каждое лето проходит в Мишкольце, третьем по величине городе Венгрии. Произведения национального классика – обязательная часть программы форума, но ее непременно дополняет и музыка других композиторов. А в этом году «плюс» появился и в списке участников фестиваля. Впервые в Мишкольце выступили солисты Центра оперного пения Галины Вишневской. Вместе в артистами в Венгрию отправилась и съемочная группа «Новостей культуры».

175 километров на северо-восток Венгрии – от Будапешта до Мишкольца примерно 2 часа пути. Вот этой дорогой едут на один из самых именитых фестивалей Венгрии.

Центральная улица Мишкольца. Здесь главные достопримечательности города. Национальный театр – постройка XIX века. Здесь и проходит фестиваль «Барток плюс». В этом году Барток плюс Верди.

Солисты Центра оперного пения Галины Вишневской на фестиваль приехали за день до выступления. И хотя в Мишкольце многие из них впервые – никаких туристических экскурсий.

«Мы не видели города, – говорит Ирина Дубровская, солистка Центра оперного пения Галины Вишневской – репетируем, фестиваль серьезный, нам не до экскурсий».

Среди участников оперного фестиваля «Барток плюс» в разные годы такие театры как Ла Скала, Венская опера, Метрополитен, Ковент Гарден. Традиционно фестиваль открывает костюмированное шествие по главной улице города.

«Мы создавали фестиваль с определенной целью, – говорит Тамаш Батор, артистический директор фестиваля. – Мишкольц исторически – это шахтерский город. Мы хотим сделать его музыкальным. И опера может растопить сердца людей. Знаете, какой у фестиваля девиз? Музыка строит город!»

Центр оперного пения Галины Вишневской на фестиваль привез оперу Верди «Риголетто». Перед выходом на сцену - сбор труппы, артисты собираются вместе и говорят «Риголетто».

Последний раз спектакль «Риголетто» показывали на гастролях в Мексике. Как и все постановки Центра оперного пения – «Риголетто» в лучших классических традициях.

«Художественный руководитель Галина Павловна – она столп, на котором все держится – говорит Алексей Тихомиров, солист Центра оперного пения Галины Вишневской. – Мы должны сделать то, что хотел композитор: клавир, музыка – это как библия, ее нужно прочитать, расшифровать».

Роль Риголетто у Юрия Зальцмана, как и остальные солисты, партию готовил с Галиной Вишневской.

«Очень требовательно уроки проводила каждый день, я вспоминаю занятия, до сих пор замечания всплывают», - рассказывает Зальцман.

С Галиной Вишневской обсуждают каждый спектакль, не важно, выступают в Москве или в Мишкольце. В этот вечер общаются по телефону.

«Мы после каждого акта обязательно ей посылаем СМС и после спектакля звоним, она не ложится спать, пока не услышит, как приняла публика. Спрашивает поименно, кто как пел», - говорит Елена Опоркова, директор Центра оперного пения Галины Вишневской.

И хотя все было отрепетировано, такого поворота не ожидали: дважды зрители останавливали спектакль.

«Я впервые слышал такие аплодисменты», - говорит Олег Долгов, солист Центра оперного пения Галины Вишневской.

Хотя перед спектаклем у дирижера были опасения, акустика зала показалось несколько глуховатой и к ней надо было приспособиться.

Репетиции, потом спектакль – уютные улицы Мишкольца так и не успели изучить. Хотя к этому уже привыкли, обычная практика для гастролей.