25.08.2014 | 10:12

Сергей Соловьев отмечает 70-летие

Сегодня Сергею Соловьеву исполняется 70. С юбилеем режиссера поздравил президент России – Владимир Путин. Соловьев – автор фильмов «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Асса», «Нежный возраст», «Анна Каренина». Руководитель мастерской во ВГИКе. Президент кинофестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске. У него всегда масса планов. Есть среди них и нереализованные. Соловьев хотел снять фильм о Пушкине с Ричардом Гиром. Экранизировать чеховского «Иванова» с Олегом Янковским. Поставить «Метафизику любви» – об отношениях Полины Виардо и Тургенева. Такие несостоявшиеся замыслы впечатляют не меньше, чем готовые фильмы. Как, впрочем, и то, над чем режиссер работает в свой юбилей. Рассказывают «Новости культуры».

Сегодня кинорежиссёр готовится к персональной выставке, которая будет приурочена юбилею Сергея Соловьява, и станет своеобразной ретроспективой жизни и творчества киномастера. Выставка откроется в октябре. Сейчас Соловьев целыми днями работает с фотоархивом – в нём десятки тысяч снимков. Говорит, это одно из самых приятных занятий за последние годы.

Отобрал две тысячи фотографий. Те, что в итоге попадут в экспозицию, перемешает с портретами, написанными неизвестными русскими художниками. Их у Соловьева целая коллекция. Фотографирует режиссер давно и много – портреты, ню, пейзажи. Куда бы ни приехал – всюду открытия.

«Я по всему миру снимаю эти стены, – говорит режиссер. – Вот это тоже не просто стена, эта по пути на Голгофу в Израиле».

На снимках – друзья, коллеги. Это – продюсер Татьяна. С ней Соловьев сотрудничает уже много лет. В кабинете этом режиссёр с 1967 года – раньше здесь работал Пырьев. Снимки повсюду: отбор продолжается и на рабочем месте. Сюда, на «Мосфильм», к Сергею Александровичу заходят и студенты его режиссёрского курса во ВГИКе. Идёт подготовка к съемкам дипломных фильмов.

Преподаватель он уникальный, говорят студенты. Никаких методик, главное – интуиция художника. Ученик Соловьева Алексей Смирнов сравнивает его с буддийским ламой – на любой заданный ему вопрос он многозначительно поднимал палец в небо.

«У него был ученик, и его спросили, познал ли он учение своего мастера, – рассказывает Алексей Смирнов, – тот поднял указательный палец вверх. Мастер это увидел, подбежал к ученику, схватил его за палец и отпилил ему ножом палец. Когда ученик в ужасе спросил, зачем, мастер поднял палец… Вот Сергей Александрович очень похож на этого мастера, говорить о какой-то системе и поисках он очень не любит».

Так же парадоксально Сергей Соловьев работает на киноплощадке – иногда сценарий сочиняется на ходу. Он любит ставить в тупик, чтобы у зрителя возникали вопросы. Одна из последних его работ – «Анна Каренина». К ней режиссер готовился больше десяти лет. Изучал эпоху. Только костюмов создали сотни.

Сергей Соловьев хорошо знает разные эпохи. «Асса» стала культовой лентой. Сюжет – как в классической индийской мелодраме, много музыки – песни в исполнении рок-легенд стали хитами.

Спустя 20 лет Соловьев решает продолжить «Ассу» . Главного персонажа режиссёр воскресил, музыкальные партии отдал другим героям: Сергею Шнурову и Юрию Башмету.

Сниматься Юрия Башмета приглашали многие известные режиссеры, но мешал плотный гастрольный график. Соловьев занятость Башмета учёл.

«Мы встретились в кафе, и я ему говорю, что нет возможности, – рассказывает Юрий Башмет. – "А вот 23 апреля ты прилетаешь оттуда, и на следующий день концерт, а ночью свободен, и вообще я готов...", – говорит Соловьев и достает бумажку, и рассказывает весь мой график, то есть уже все было спланировано, а это был мой последний козырь».

После погружения в современную эпоху режиссер снова решил вернуться назад в прошлое. О том, как зарождался Серебряный век – будет его новая лента «Елизавета и Клодиль». Музыку к фильму написала дочь Соловьёва – Анна.

Сценарий написан, кинопробы состоялись – на одну из ролей претендует звезда «прошлых Канн» – актриса из «Жизни Адель» – Леа Сейду. Снимать планируют в Европе. Подготовка к фильму идет уже много лет, как обычно у Соловьева. На вопрос, «когда же выйдет кино», – режиссер отвечает цитатой Рене Клера: «Мой фильм готов, осталось его только снять».

К юбилею режиссера в 10:20 мы покажем художественный фильм «Чужая белая и рябой». А по вечерам смотрите документальный цикл Сергея Соловьёва «Монолог в четырех частях». Часть первая – сегодня в 22:30.

Новости культуры