22.08.2014 | 09:48

Выставка "Сокровища духовного наследия" открылась в столице

Почему марийцы любят играть на «осенней трубе», а чуваши на гуслях и волынках? Или, к примеру, картины какого татарского художника побывали в космосе? Ответы на эти вопросы можно найти в Музее современной истории России. В рамках дней культуры Республики Татарстан сразу на трёх выставках там демонстрируются редкие книги, произведения изобразительного искусства и музыкальные инструменты. Рассказывают «Новости культуры».

Тамбовский хоровод, неподалеку татарско-башкирский танец «Дружба». Портреты Лермонтова, Пушкина, балерины Анны Павловой, рядом – Муса Джалиль, Габдула Тукай и Мажит Гафури. Эти работы не о жизни татар. Главная тема выставки – духовная близость всех народов.

«Если вы посмотрите картины на деревенскую тему – как в русских, так и в татарских селах сеют, пашут, жнут. Все это показано на картинах», – поясняет художник, директор Долгопрудненского историко-художественного музея Ринат Курамшин.

Среди владельцев картин – султан Брунея, король Малайзии, Папа Римский Иоанн-Павел Второй. А некоторые полотна с видами Казани и вовсе побывали в космосе, в честь тысячелетия столицы Татарстана. В экспозиции «Сокровища духовного наследия» - работы лучших татарских художников. Они уже давно живут за пределами малой родины, но самобытность кисти не потеряли.

«Каждый художник, начиная с ВУЗа ищет свой стиль, и свое своеобразие, – говорит член Союза художников России Ильдар Мустафин. – Нам повезло, что мы можем добавлять какие-то орнаментальные, композиционные ходы, именно национальные».

О единстве и дружбе народов и следующая – музыкальная часть выставки. В Татарстане проживают представители 115 национальностей. Каждая из них оставила свой культурный след. Здесь – ритуальные гусли, найденные студентами Императорского Университета в удмуртском святилище, марийская осенняя труба – шыже пуч, чувашские сорнаи. Есть и общие для всех – скрипки, балалайки, барабаны. А это одни из самых ценных экспонатов – татарские кураи. Их начали изготовлять еще во II веке до нашей эры из тростникового растения. Из-за хрупкости материала, первые кураи не сохранились. Это – одни из последних. Самый любимый музыкальный инструмент для татар гармоника. На выставке их десятки – в виде сапога, самовара и черепашки. Самая большая коллекция принадлежит первому татарскому профессиональному гармонисту, одному из аккомпаниаторов Шаляпина – Файзулле Туишеву.

«Каждая гармоника в концертном номере Туишева выполняла свой номер. Очень многие гармоники Файзулла называл именами татарских женщин. В коллекции есть «Асия», «Марьям», «Фахраниса», – рассказывает сотрудник Национального музея Республики Татарстан Лилия Енькова.

Над чем смеялись татары в начале XIX века? Правила общения в 1899-м году. Анатомия на арабском. В этой части экспозиции история народов заключена в словах. Рукописные книги поэтов средневековья, свитки богословов, татарская периодика в эмиграции, родословное древо Чингизидов. И конечно, фрагменты древних Коранов.

«Фрагмент Корана XVII века отличается красочным исполнением, каллиграфическим почерком, золотой краской, – показывает сотрудник Национальной библиотеки Республики Татарстан Айрат Загидуллин. – Суры из Корана – своеобразный орнамент, что достаточно редко встречается».

Уникальные артефакты дополняют фотографии. Вот счастливая татарская семья, а это – маленькие жители республики XIX века. Эти лица в черно-белых тонах не менее ярко и живописно рассказывают о духовном богатстве народов Татарстана.

Новости культуры