21.08.2014 | 10:35

Выставка "Последняя битва Российской империи"

«Последняя битва Российской империи». Выставка, которая открывается сегодня в Государственном историческом музее, должна стать одним из ключевых событий, приуроченных к 100-летию начала Первой мировой войны. Подготовка экспозиции потребовала немалых трудов. Ведь в советское время отечественные музеи практически не комплектовали специальные фонды, посвящённые «империалистической» войне. К участию в проекте пригласили крупные государственные собрания Франции, Великобритании, Германии, а также частных коллекционеров. Одной из первых результат оценили «Новости культуры».

Экспозицию, к открытию которой в Историческом музее готовились более двух лет, можно изучать часами. Но все равно появляются новые и новые вопросы. Как случилось так, что после этой войны исчезли четыре мировые империи, сформировались тоталитарные режимы и отдельная человеческая жизнь перестала быть ценностью? Ответить на эти вопросы сегодня пытаются историки со всего мира.

Войну, перевернувшую историю, вначале всерьез не воспринимали. В обществе ожидали быстрых побед. И даже предметы той войны начали собирать одновременно с боями на фронтах, чтобы потомки гордились доблестью дедов. Специальную трофейную комиссию при канцелярии императора обязали написать портреты всех героев войны – от солдат до генералов. На передовую отправили художников – выпускников батального класса Академии художеств.

«Всех не написали, потому что дальнейшие события не способствовали этому, потому что даже революционные события февраля уже серьезно осложнили работу комиссии, а потом – чем дальше, тем хуже», - объясняет ведущий сотрудник Государственного исторического музея Геннадий Марштупа.

Война неожиданно приобретала затяжной характер. Перед тяжелым сражением 14 сентября 14 года в лесах под городом Августов, что тогда был частью Российской империи, а теперь Восточной Польши, русским солдатам является образ Богородицы, которая указывает путь на Запад.

«В 15-м году появилась икона, которая была написана иждивением жен бойцов, которые были свидетелями этого чуда. Вскоре после этого начинается печать листовок, открыток, иконок небольших. Это поддержал император Николай Второй, и печать делалась в Марфо-Мариинской обители под покровительством Елизаветы Федоровны», - рассказывает зав. Отделом древнерусской живописи Людмила Тарасенко.

Отношение к символам и победам Первой мировой в России меняется стремительно и непредсказуемо. Прямо в ходе войны, после Февральской революции, видоизменяются награды. К примеру, корону Российской империи на знаке Белого Орла заменяют бантиком.

«Еще при Российской империи в конце 16-го года было принято решение об изменении металла, из которого они изготавливаются, потому что золота не хватало, серебра в том числе, и поэтому их стали изготавливать из недрагоценных металлов», - говорит старший научный сотрудник Государственного исторического музея Сергей Левин.

События и героев этой войны тщательно вымарывали, уничтожая документы, памятники, имена. Названная в советских учебниках «империалистической и захватнической» и преподносимая лишь как предтеча Революции, Первая мировая так и остается непознанной для большинства россиян.

Эту выставку старались сделать объективной и человечной. Рассказать о героизме и предательстве, постараться передать дух времени. Много хроники, мультимедийных программ и проекций, чтобы уникальные артефакты работали в нужном контексте и события 100-летней давности стали для нас чуть ближе.

Новости культуры 

Все материалы темы>>>