16.06.2011 | 11:19

Уникальные инструменты из Государственной коллекции звучат на Конкурсе имени Чайковского

Сегодня на XIV Международном конкурсе имени Чайковского в Петербурге начинаются прослушивания участников первого тура конкурса скрипачей. В напряжении находятся все конкурсанты, но особое волнение испытывают российские музыканты, ведь им доверено национальное достояние. Специально для конкурсных выступлений все наши струнники получили бесценные скрипки и виолончели из Государственной Коллекции – крупнейшего в мире собрания уникальных музыкальных инструментов. Рассказывают «Новости культуры».

Посторонние люди в это помещение вообще не попадают. Температура воздуха не выше 19, влажность – строго 55 процентов. И тишина, какая-то завораживающая. Максимум, что позволено нам, и то в порядке исключения, не переступая порог, только одним глазком взглянуть на раритеты. Здесь к этим уникальным творениям отношение как к царствующим особам, лишний раз не тревожат. И так слишком сложной была судьба некоторых из них.

«Эта виолончель была сделана во второй половине XVIII века мастером Николо Амати, - говорит Василий Вяткин, мастер-реставратор Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. – А в Госколлекцию попала таким образом: была найдена в Крыму при отступлении Белой Армии. На какой-то заброшенной даче».

Всеми забытая в начале XX века, эта виолончель потом стала любимицей самого Ростроповича. Но сегодня, после тщательного осмотра, она снова отправится отдыхать – в хранилище. Участники XIV конкурса имени Чайковского предпочли ей другие инструменты из госколлекции. Александр Рамм признается: покорив каким-то необыкновенным тембром, любовь с первого звука пробудила в нем вот эта виолончель Страдивари.

Созданная в 1725-м году, эта виолончель уже проверенный боец. В баталиях конкурса Чайковского 98 года принесла победу Денису Шаповалову, в 2007-м – вторую премию Александру Бузлову. Виолончель с характером: к себе требует особого отношения.

«С ней нужно обращаться, как с ребенком. Очень тщательно следить… Ну вот, например, достаю я из футляра инструмент – и не иду как попало, а мои чувства обостряются до предела, чтоб ни в коем случае не задеть, ничего вообще не задеть», - говорит Александр Рамм.

А вот Иван Почекин свою скрипку Гваданини хранит… в ванной комнате. Это не халатность – реалии московской жизни. В других комнатах влажность слишком низкая. Такой изощренный способ хранения подсказал отец – известный скрипичный мастер. Именно на инструментах Юрия Почекина Иван играл с самого детства. Но эта скрипка Гваданини ему принесла самый большой успех: победу на конкурсе Паганини в Москве 6 лет назад.

«На таком серьезном событии как конкурс Чайковского говорить о преимуществе скрипки – это несерьезно, потому что скрипка на этом конкурсе должна быть высшего уровня, другая даже не рассматривается. Это как пробел в подготовке», - говорит скрипач.

Такой пробел в подготовке обнаружился на прошлом конкурсе Чайковского. Один из самых больших скандалов: любимца публики – Артема Шишкова из Белоруссии – не пустили в третий тур только потому, что его скрипка была низкого качества. При игре с оркестром, ее просто никто бы не услышал.

Так звучит по-настоящему «волшебная скрипка». Работа Страдивари, на ней когда-то играл Генрик Венявский – «второй Паганини» или «Шопен скрипки», как его называли. После – эти звуки трехсотлетней выдержки в разное время извлекали Олег Каган и Виктор Третьяков, Вадим Репин и Виктория Муллова. На этом конкурсе Чайковского жемчужина Госколлекции – в руках Павла Милюкова.

«Великий мастер сделал его настолько превосходным, что кто бы после этого не прикасался, он все равно продолжает звучать великолепно», - говорит Милюков.

Сразу после конкурса эти уникальные скрипки и виолончели должны снова вернуться в Госколлекцию. Правда, победителям и лауреатам предоставят еще один приз. Возможность продлить на месяц-другой удовольствие от прикосновения к совершенству.

На сайте tvkultura.ru представлено видео первого спецвыпуска ХIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Дневник конкурса.

Все материалы темы «XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского»>>>