16.06.2011 | 11:48

Эмма Данте привезла на Чеховский фестиваль постановку "Трилогия очков"

У итальянки, сицилианки, Эммы Данте репутация режиссера яркого и беспокойного. Вернее – беспокоящего. Ее «Кармен» в Миланском «Ла Скала» стала одной из самых скандальных премьер последних лет: часть зала бешено аплодировала, другая – свистела; мэтр Франко Дзефирелли был в ужасе и заявил, что видел на сцене дьявола. Кардинал Бертони отлучил Эмму Данте от церкви. Тот Бертони, что предал анафеме Дэна Брауна с его «Кодом да Винчи». Так вот. На Чеховский фестиваль планировали привезти именно «Кармен». Но в результате в Москву приехала «Трилогия очков», спектакль, возможно, менее провокационный, но не менее запоминающийся. Рассказывают «Новости культуры».

Голос из темноты зала – повелительный, экспрессивный, заражающий темпераментом. Его обладательница – Эмма Данте, один из самых авангардных режиссеров современной Италии. До показа в Москве у нее всего одна репетиция ее спектакля «Трилогия очков». Отсюда много волнений, штрихов и правок. И потому только одна сцена, разыгранная для журналистов.

«Мои спектакли – всегда о маргиналах, о тех, кому не удается вписаться в традиционное общество, - говорит режиссер. – Но в моем рассказе есть что-то легкое и даже комичное. Очки подчеркивают недостатки, которых мои персонажи не скрывают».

Мрачноватое содержание Данте мастерски упаковывает в яркую форму: тут и цирковые трюки, и куклы, и маски комедии дель арте. Почти все персонажи в той или иной мере списаны с актеров ее труппы. Иначе не получается настоящего эффекта проживания. У Кармине Марингола главная роль в одной из частей трилогии очков. Он, как и прочие, надевает цветные очки, чтобы увидеть мир другим. Моряк, которого списали на берег, он грезит о море.

«Это абсолютно мое качество и ощущение, – говорит актер. – Начинается спектакль с того, что у персонажа есть «маре ин гола» (море в горле), и мое имя с сицилийского переводится также: море в горле. Получается, что Эмма создает театр вместе со мной. Такое имя могло быть только у меня. А бы был другой актер – была бы уже совсем другая история».

Актер с морем в горле по профессии – архитектор, у Дантэ вообще все актеры непрофессиональные. Это принцип.

«Никто из них не учился в театральной школе. Мне нравится работать с чистыми актерами, которых не перегрузили навыками, и они могут передать истинную правду, а не технику. Я очень часто рассказываю их характеры, личности, их жизнь», - рассказывает Эмма Данте.

На актеров такой подход действует как наркотик. После работы с Данте представить себя в другом театре они уже не могут.

«Я раньше пробовал работать в другом театре, но сейчас мне уже кажется, что это было не со мной», - говорит Кармине Марингола.

«Быть в ее труппе – счастье, потому что она работает именно с актером и над актером, что Эмма исходит от нас самих, от того, какие мы есть в жизни, - говорит актриса Стефани Таилландие. – Например, она использовала тот факт, что я француженка, и в моей сцене даже есть куски на французском».

Эмма Данте родилась на Сицилии, в бедном квартале, где, по ее словам, «не ходили ни в театр, ни в церковь, потому что не было нужды». Став успешной актрисой, она играла вместе с Марчелло Мастроянни и Микеле Плачидо. Из-за болезни матери вернулась в Палермо, где и создала свой театр из безработных и непрофессионалов. Сегодня ее постановки получают крупнейшие награды театрального мира. В Москву Данте приехала не только на чеховский фестиваль, но и еще с одной целью. Побродить по городу, в котором жил Достоевский. Писатель, которого она мечтает поставить с артистами своей труппы. Но пока, почему-то не решается.

Все материалы темы "Х Чеховский фестиваль">>>