15.08.2014 | 09:44

В столице впервые демонстрируют швейцарское искусство из коллекции Музея Мигрос

В Государственном центре современного искусства впервые демонстрируют швейцарское искусство из коллекции Музея Мигрос. Он создан в 1996-м году в Цюрихе. Менее чем за 20 лет составлена богатейшая коллекция работ художников из разных стран. На первых ролях в этом музее, конечно, искусство Швейцарии. Кураторы привезли в Москву то, что, так или иначе, связано с поисками нового языка – эксперименты в области живописи и скульптуры, видео-работы, инсталляции. Параллельно с этим проектом представлена экспозиция работ российского экспрессиониста Евгения Чубарова. Рассказывают «Новости культуры».

Одна из самых «говорящих» работ этой выставки – «Стремянка».Из раннего периода известного швейцарского шутника – художника Урса Фишера. В 20 лет он задавался тем же вопросом что Марсель Дюшан – что может стать произведением искусства? Когда понял, что обычная стремянка вполне себе может, решил добавить тень на стене – это привнесенный в реальность художественный элемент.

«Зачем? Для того, чтобы удивить нас, для того, чтобы создать что-то, что ставило вопросы, что может сделать художник, или чего не может, – говорит куратор выставки Ирина Горлова. – Когда сегодня наши смотрители предложили поставить вентилятор в одном из углов, мы решили, что не надо этого делать, потому что это будет воспринято, как еще одна работа Урса Фишера».

Про инсталляцию Памелы Розенкранц тоже можно подумать, что кто-то просто оставил. Насторожить и заставить хотя бы попробовать осмыслить концепцию художника должна стена – цветом она отличается от всех остальных, потому что – часть инсталляции.

«Это цвет, обозначающий утреннюю прогулку, и это интересно, что кроссовки стоят перед таким цветом утренней прогулки», – отмечает Ирина Горлова.

Ни одного из художников на открытии выставки не было. Их концепции транслируют кураторы – в том числе со швейцарской стороны.

«Работа Валентина Каррона затрагивает проблему аутентичности объектов культурного наследия, – поясняет куратор выставки Юдит Вельтер. – Их фрагменты воспроизводятся в недолговечных материалах. Эта инсталляция была представлена на венецианской биеннале в прошлом году».

Параллельно со швейцарской выставкой в Государственном центре современного искусства открылась экспозиция работ Евгения Чубарова. Он родился в Башкирии и в детстве часто становился свидетелем шаманских ритуалов на местных кладбищах. Такое зрелище отпечаталось в детской психике. Навсегда. Рефлексировал в духе экспрессионистов.

«Он создает ряд абстракций, – говорит куратор выставки Виталий Пацюков. – Она формально близка к культуре американского экспрессионизма, и в том числе она отрефлексированная. Он обрабатывал каждый элемент и зашифровывал древние знаки послания. Фактически это зашифрованный текст».

Евгений Чубаров жил уединённо, выставок у него было мало. Талант художника в арт-среде ценили, одна из его работ на аукционе Sotheby’s была продана за рекордную сумму. Но широкой известности Чубаров не получил – очень уж мрачный отпечаток в его сознании оставили башкирские шаманы.

Читайте также:
Выставка современного швейцарского искусства впервые пройдет в Москве>>>

Новости культуры