15.08.2014 | 10:54

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Георгия Гараняна

Пять лет назад, когда Георгий Гаранян отмечал юбилей, друзья говорили, что 75 для юбиляра не возраст, а температура кипения жизненной энергии. Блистательный саксофонист, дирижер, композитор, один из пионеров отечественной компьютерной музыки, Гаранян был неутомим. И твёрдо уверен, что «джаз – «это музыка для счастливых людей». Счастливых – по обе стороны сцены. Сегодня со дня рождения музыканта исполняется 80 лет. Рассказывают «Новости культуры».

Единственное музыкальное образование Георгия Гараняна – трехмесячные курсы дирижеров. В его судьбе очень многое – именно вопреки. По образованию – инженер. Профессию музыканта его отец считал несерьезной – пришлось окончить станкостроительный институт. И все же музыкант-самоучка Гаранян стал невероятно популярным и авторитетным. Он единственный джазовый исполнитель, у которого был абонемент в московской консерватории. Даниил Крамер много работал вместе с Георгием Гараняном. Его энергетику на сцене сравнивает с вспышкой, взрывом. В основе музыки Гараняна – не традиция, не выучка, а уникальные черты характера.

«Можно сыграть одну ноту, но так, что она сюда засядет. Гаранян был одним из тех, кто умел такие вещи делать, – говорит Даниил Крамер. – И для меня это было намного ценнее, чем любые технические пассажи, после которых человек может пожать плечами в зале и уйти равнодушным. Его основная сильная черта – это был мощный саксофонный звук и мелодизм. Хоть в импровизациях, хоть в мелодике – везде».

Во времена, когда Гаранян учился в институте, джаз был запрещен. Но он нашел способ играть на студенческой сцене то, что хочется. Разыгрывал сюжеты, в которых акулы империализма – в образе джазовых музыкантов, борются с комсомольцами, которых представляли классические артисты. Правда, на таких представлениях джаз должен был проиграть. Позже Гаранян понял, чтобы «легализовать» джаз в Советском Союзе – нужно придумать подходящий формат. Решением было – советская музыка в джазовой обработке. Родился ансамбль «Мелодия». Первая я же пластинка разошлась тиражом четыре миллиона экземпляров.

«Дирижер должен быть сволочью – в хорошем смысле этого слова», – часто говорил Гаранян. Он умел быть очень добрым и очень жестким. Вопреки предельной строгости к себе и другим, с музыкантами оркестра у него были очень проникновенные, почти нежные отношения.

«Когда выходишь на сцену, эти отношения сродни интимным, – счтает музыкант оркесра Георгия Гараняна Михаил Ливанов. – Попытка всегда уловить то, что Георгий Арамович хочет в данный момент выразить, сказать. То есть мы просто ловили, были с ним на одной волне, поэтому собственно и получалось все, и звучало, потому что мы дышали в одну сторону все вместе».

«Понятно, на репетиции мы оттачивали ноты, но когда ты играешь концерт, он требовал, чтобы в первую очередь, пусть даже ты можешь ошибиться, главное – чтоб было настроение», – вспоминает музыкант оркестра Георгия Гараняна Дмитрий Кондрашев.

Гараняна называли аристократом джаза. Он проповедовал джазовую классику, но был способен на эксперименты. Когда коллектив Алексея Козлова «Арсенал» стал исполнять джаз-рок-фьжн – многие коллеги от него отвернулись. Но только не Гаранян.

«Ему удалось, используя свои связи, пробить концерт по телевидению ансамбля “Арсенал”, где он играл с нами свою композицию, – рассказывает Алексей Козлов. –Жора Гаранян играет здесь, вместе с нами, причем он старался играть именно в стиле джаз-рок, что говорит о том, что он был очень гибкий музыкант».

Друзья и коллеги уверены: невероятные успех и удачу, которые сопровождали Гараняна, он «заработал». Фортуна не была слепой. Гаранян глубоко изучал буквально все, с чем соприкасался, интересовался – всем на свете. Просто феноменальная любознательность.

«Он мне однажды сказал: “Представляешь, мне приснилось, что я забыл дифференциальные интегральные исчисления”, – вспоминает вдова Георгия Гараняна Нелли Закирова. – Я говорю: “Ну и что?” – “Я пошел в библиотеку и повторил”. Меня эта история поразила, думаю – ну, надо же, не живется человеку спокойно. Когда к нам домой приходил какой-нибудь электрик, сантехник – он задавал ему миллион вопросов: “А как это, а почему это вы сделали так…”».

Сакс-символ отечественного джаза – именно он записывался для «Бриллиантовой руки»,
мелодия «Караван» – для «Ну погоди». Удачливый композитор – уже несколько поколений обожают его музыку к фильму «Покровские ворота». Шахматист, любитель кино, гостеприимный хозяин, успешный менеджер. Плюс ко всему – Георгий Гаранян профессионально работал в кадре.

Для него джаз никогда не был протестом, желанием идти против основного течения. Он просто очень любил эту музыку. Коллеги уверены – даже в записи музыка хранит тепло исполнителя. И джаз Георгия Гараняна тех, кто его слушает, делает лучше.

К 80-летию со дня рождения Георгия Гараняна в это воскресенье в 15.35 смотрите документальный фильм «О времени и о себе». А по его окончании не пропустите концерт-посвящение Георгию Гараняну.

Новости культуры