16.06.2011 | 20:00

Петербургская филармония отмечает юбилей

С 27 июня еще одной площадкой для участников Конкурса имени Чайковского станет Петербургская филармония. В ее стенах пройдет Третий – финальный – тур состязания скрипачей. Это символично, так как сама Филармония в эти дни отмечает юбилей. 90 лет прошло с тех пор, когда зал Дворянского собрания, где первые концерты проходили еще в начале XIX века, был провозглашен в Петрограде Большим залом филармонии. Рассказывают «Новости культуры».

Сегодня музыканты репетируют «Вне времени» композитора Канчели. В канун юбилея это и правда звучит символично.

«Наше дело очень странное. Наше дело – знаете, мы сыграли вечером, звуки исчезли, и наша работа исчезла, и нашей работы не существует», – замечает художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов.

Дмитрия Соллертинского впервые привели сюда родители. Отец – знаменитый музыкант и критик – сначала заведовал в Филармонии репертуаром, потом был художественным руководителем. Мальчик вырос, но остался верен филармоническим традициям. Теперь он по должности их хранитель и про Большой зал знает немало правдивых легенд. В ложе Б обычно на концертах сидел Шостакович. Старинные люстры, которые за два века не меняли ни разу, помнят еще Чайковского, который за девять дней до смерти выступал здесь с премьерой Шестой симфонии.

«А вот эта лестница интересна тем, что здесь еще совсем юный Рахманинов сидел и слушал первое исполнение своей симфонии. И симфония эта, к несчастью, провалилась. И Рахманинов, оставшись здесь, просто плакал безутешно на этой лестнице», – рассказывает музыковед Дмитрий Соллертинский.

К юбилею в Филармонии открыли специальную выставку. В экспозиции - афиши и программки самого первого сезона. Приметы того, как постреволюционный Петроград начинал прислушиваться к симфонической музыке. В один вечер исполняли Вагнера, Бетховена, Скрябина - тогда играли циклами. Приписка на афише: «Зал отапливается» - так на концерты привлекали пролетариат. По другим объявлениям искали артистов. Филармония продолжала звучать даже в самые трудные времена.

Вся летопись Петербургской филармонии умещается в «Золотой книге» - так называется журнал, в котором собраны автографы выдающих музыкантов, в разные годы выходивших на большую сцену. Первая запись появилась, когда Филармония отмечала свой пятилетний юбилей. Тогда это были нотные строчки исполняемых произведений, теперь - просто эмоциональные впечатления от выступлений.

На пожелтевших страницах можно увидеть и почерк Юрия Темирканова. 1988 год. «Счастлив, что начинаю работать с этим замечательным оркестром», - написал маэстро.

«Я не волновался. Я потом стал волноваться, когда я понял, чем я занимаюсь», - признается он.

Взмахами дирижерской палочки Юрию Темирканову удалось главное - сохранить традиции. В Филармонии нельзя просто работать или просто играть. Большому искусству можно только служить. Вне всякого времени.