14.08.2014 | 10:55

Премьеры и юбилеи в Выборге

Кинофестиваль «Окно в Европу» сегодня подведёт итоги. В течение недели здесь смотрели кино, спорили о ракурсах, обсуждали уходящую натуру и… пытались заглянуть в будущее. Девиз фестиваля звучит так: «Российское кино – прогноз на завтра». Насколько он оправдается – станет понятно совсем скоро. Из Выборга - репортаж «Новостей культуры».

В дни фестиваля Выборг – с широко раскрытыми глазами. Смотрит кино. Кажется, здесь это самое важное событие в году. На каждом шагу – фестивальные постеры с главной парой глаз – Татьяны Самойловой. Ее нежный взгляд – символ «Окна в Европу» этого года.

Перед каждым кинопоказом – заставка – волнующий кадр из фильма «Летят журавли». Здесь не только прогнозируют завтрашний день, но и вспоминают классиков отечественного кино. На 50-летний юбилей своей картины приехал Михаил Калик. С самолета – в компании давних друзей – в кинотеатр, смотреть свое кино со сложной судьбой – «До свидания, мальчики».

«Попробуй, рассмеши 19 инстанций, – говорит Михаил Калик. – Всех невозможно. Каждый приносит свое, все хотят быть очень умными, говорят какие-то глупости с очень важным видом. И попробуй над ним улыбнись только – он тебя возненавидит и будет мешать тебе все время. Ты должен с ним находить язык. А мне это труднее всего».

Режиссер эмигрировал в Израиль. Ленту положили на полку. Во второй раз она родилась в конце 80-х. Это первый фильм в стране советов, снятый в стиле «ретро» – в 60-х о 40-х, времени, когда мечты о светлом будущем разбивались в мгновение.

В старинной библиотеке Алвара Аалто – классик европейского кинематографа, главный режиссер интеллектуального кино Кшиштоф Занусси. Без перевода рассказывает о том, как снимал свою первую картину – пан Кшиштоф прекрасно говорит по-русски – тайно учил в детстве. В Выборг приехал с новой картиной «Инородное тело».

О корпорациях и их влиянии на души, об эгоизме и любви, о религии и вере – новая драма Занусси поднимает вопросы выбора, истины и морали.

«Наша природа и наша культура – это область духовная, – говорит Кшиштоф Занусси. – И там мы говорим себе – не надо ненависти. Это уничтожающее чувство. А природа говорит – бей врага».

В основном конкурсе – внимание к молодым режиссерам. Катя Шагалова представила свою вторую ленту «Берцы». Сказку для взрослых – так сама определяет жанр. Это история о журналисте, у которого на ногах – берцы, ведущие к любви. Старые военные ботинки здесь как андерсеновские.

«Скажем так – привели куда надо, я надеюсь, – говорит Екатерина Шагалова. – Но капризные ботиночки. Видимо, надо было четче ставить задачу. Что надо мне туда, туда, туда. Так – веди куда надо – и они немножко попетляли, но в итоге дорожку нашли».
На фестивале в Выборге фильмы оценивают и жюри, и зрители. Фойе единственного на весь город кинотеатра – как зал обсуждений.

«Хочется побольше не то, что комедий дурацких, которые идут в кинотеатрах, и которые невозможно смотреть, но хочется побольше позитива, – признается режиссер, член жюри Лариса Садилова. – Уже устаешь от трущоб, от черных углов, от паутины, от пауков. Уже вот эта тема, она немножко поддостала».

Но тема оказалась актуальной. Журналист и режиссер Арсений Гончуков показал «Сына» – фильм, убивающий надежды. Минималистичный визуальный ряд, минимум героев, диалогов, музыки практически нет. Картина – о желании сына вылечить мать-шизофреничку, о смерти и семейных отношениях.

«Я стараюсь набраться смелости, и действительно, тоже делать картины, в которых будет это зерно, – рассказывает Арсений Гончуков. – В которых будет человечность, в которых есть то, над чем можно подумать».

В старинном Выборге все новые фильмы воспринимаются по-особому. Сам город – кинематографичен. В этих реальных декорациях сегодня и объявят лучших.

Новости культуры