14.08.2014 | 12:22

В Сочи восстанавливают первоначальный облик мраморных скульптур, которые украшают здание морского порта

Вид морского вокзала в Сочи хотя бы заочно знаком почти каждому жителю нашей страны. Отсюда в фильме «Бриллиантовая рука» отправлялся лайнер «Михаил Светлов». А двухэтажное вокзальное здание уже почти 60 лет является визитной карточкой города. Постройку украшают аллегорические мраморные фигуры. На днях началась их реставрация. Рассказывают «Новости культуры».

Степному орлу чистят перья. В разрушительном солёном морском воздухе, под проливными дождями и ударами молний эти скульптуры отстояли свою 60 летнюю вахту без помощи и подмен.

«Надо отдать должное – наши отцы и деды умели строить качественно, – отмечает главный инженер сочинского филиала федерального предприятия «Росморпорт» Константин Сиротюк. – Каждая фигура была исследована, каждая трещина проверена, расчищена».

Аккуратно латать одежды и придавать лицам былую свежесть начали ещё в прошлом году. Тогда-то буквально и помолодели эти женщины. Гуру советской скульптуры Владимир Ингал создавал не просто образы древнегреческих или древнеримских красавиц. Каждая олицетворяет одно из времён года. Вот с гроздью винограда – собирающая урожай осень, вот обдуваемая ветрами зима. В этом году взялись восстанавливать былую красоту трёхметровых мужчин. Они символизируют стороны света. Причём, это не просто абстрактные юг или север. Это лица разных уголков огромной страны.

«Кстати, не просто стороны света, они ещё одеты в национальные одежды народов Советского Союза, – уточняет заместитель директора Музея истории города-курорта Сочи Алла Гусева. – Скульптуры представляют южан – прежде всего, народы Кавказа. Одна из этих скульптур держит орла, орёл – олицетворение востока».

А скульптура перед портом – вовсе не морская богиня. Наука навигация. Да и как могли поставить скульптуру богини в Советском Союзе? Настоящие боги жили на земле и по путёвкам приезжали отдыхать в Сочи. Для них и возводили здание морского вокзала. Строить порт начали ещё в 30-х, но помешала война. И только в 1950-м году проект вокзала начали разрабатывать архитекторы Каро Алабян и Леонид Карлик. Всего за четыре года забили тысячу свай и возвели здание с богато украшенными вестибюлем, залом ожидания, внутренними двориками. На вершине почти 40-метрового шпиля была звезда, которую позже заменили орденом отечественной войны.

А ведь это здание могло быть совсем другим. Дело в том, что собирать и устанавливать шпиль должны были представители одесского завода, но оттуда в последний момент сообщили, что соответствующих специалистов у них нет. Не нашлось и на других заводах. Архитекторам тогда предложили строить здание без шпиля. Проект спасла работавшая здесь бригада монтажника Хохлова. Они начали собирать шпиль прямо в здании морского вокзала. Готовый блок приподнимали на лебёдках, под него подводили следующий, и получилось, что шпиль, как диковинное дерево, вырос прямо из здания вокзала.

Для сотен тысяч иностранных туристов с тех пор именно здание вокзала было первым, что давало понять, в какую страну и в какой город они прибыли. И откуда же ещё могли отправляться белоснежные лайнеры, уносящие простых советских рабочих в такие притягательные заморские дали?

Увядшее в 90-е годы здание вокзала реставрировали 10 лет назад. Скульптуры тогда не трогали. И вот теперь – ещё несколько недель, и реставраторы высвободят из деревянных лесов гордых мужчин и пойдут ещё выше – восстанавливать скульптуры морских обитателей.

Новости культуры