14.08.2014 | 15:49

В Петербурге открылась выставка "Портрет семьи"

«Портрет семьи». Новая выставка в Русском музее посвящена эволюции жанра в русском искусстве. В эпоху классицизма портрет находился отнюдь не на вершине академической иерархии жанров. В отличие от исторических полотен, он не воспитывал в зрителе гордость за Отечество – зато - мог придать этой гордости личностный оттенок. Организаторы этой выставки тоже решили поговорить со зрителями о личном. Рассказывают «Новости культуры».

В Русском музее аншлаг. Сразу после открытия толпа посетителей устремляется в последний зал выставки — каждый хочет увидеть себя. Там на мониторах несколько тысяч фотоснимков. Их прислали петербуржцы по просьбе сотрудников Русского музея. Историк русской культуры, петербургский краевед Дмитрий Северюхин показывает на экране свою семью. Самая старинная фотография — 1906-го года, на ней его прадедушка и прабабушка. А самый дорогой сердцу снимок — его молодая мама, за день до войны, в июне 41-го.

«Мне показалось важным и приятным дать фотографии из нашего семейного архива, — говорит Дмитрий Северюхин. — Фотографии, которые охватывают жизнь пяти поколений семьи, где каждый человек был личностью, где у каждого человека была своя судьба, очень трогательная. Иногда трагичная, но в целом это была очень счастливая семья».

Выставка «Портрет семьи» позволяет увидеть, как менялось отношение к браку на протяжении последних трех столетий. В России писать семейные портреты художники начали во времена петровских реформ. Мода пришла из Европы. Заказать картину, на которой хозяин семьи изображен рядом со своими домочадцами, считалось хорошим тоном. И свидетельством благосостояния семьи.

«В XVIII веке очень часто портреты мужа и жены были отдельно. Каждый в своей раме. Возможно потому, что отношения были сдержанные, прохладные, не всегда женились по любви», — отмечает заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

Самый романтичный образ семьи художники создавали в начале XIX века. Модели Владимира Боровиковского трогательны и сентиментальны. Супругов обычно изображали на фоне пейзажа. На смену такой идиллии в конце XIX века приходит русский критический реализм. На картинах приверженцев этого направления — бытовые сцены и ссоры. Окончательный крах семьи происходит после революции, когда отменили церковные браки. Героями на полотнах советских художников становятся муж и жена, прежде всего как строители социализма: рабочие, комсомолки, моряки.

«Было не принято позировать людям, которые становились героями парадного портрета, потому что семья это нечто частное, отвлекающее, а герои Советского времени себя реализовывали в общественной жизни, на производстве», — говорит Любовь Шакирова, куратор выставки, сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI века Государственного Русского музея.

На выставке также можно увидеть фотографии и картины современных семей. Заказывать портреты у художников вновь стало модно. Свой необычный взгляд на семью представили «Колдовские художники» — так называется сообщество современных живописцев. Из ярких эпатажных образов они составили своеобразный иконостас семейных ценностей. Право выбора остается за посетителем.

Читайте также:
В Русском музее открылась выставка под названием "Портрет семьи">>>

Новости культуры