13.08.2014 | 15:55

В Петергофе открылся мультимедийный музей "Государевы потехи"

Слово «досужий» в русской речи обычно имеет негативный оттенок. Но когда речь идёт о царствующих особах, провести четкую границу между рабочим и свободным временем довольно трудно — она, так сказать, пожизненно на посту. И то, как император проводит досуги, непосредственно влияет на судьбы империи. «Государевы потехи» — такое название получил новый музей, который открылся в Петергофе. Рассказывают «Новости культуры».

В этом музее причудливо соединились старина и новейшие технологии. Например, лежит книга — мультимедийный экспонат. Но ее можно полистать, как самую обычную, с той лишь разницей, что иллюстрации здесь не напечатаны, а высвечиваются прямо у вас на глазах.

Все это результат консенсуса художников-сценографов и музейщиков. Первые хотели, чтобы было красиво и зрелищно, а вторые — чтобы еще и научно. В итоге получилось девять экспозиций, вернее даже пространств, которые наглядно рассказывают об императорском досуге. Первый зал, естественно, отдали основателю Петербурга, самому увлекающемуся правителю. Как известно, Петр Первый освоил много ремесел: каменщика, садовника и даже лечил зубы. Но в данном случае его показали кораблестроителем: антураж — деревянный причал и борт военного судна, шнявы «Мункер». При этом за самим царем можно подсмотреть в окно.

«Такой вот элемент игры это тоже задумка проекта», — признается его руководитель, директор государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. — Мы хотели рассказать о том, о чем экспонатами рассказать невозможно. Мы хотели рассказать о тех удивительных забавах, в которых участвовал и царь-батюшка Петр Алексеевич и все остальные Романовы, которые остались на бумаге, в описаниях, в дневниках, в переписке».

Дольше всего посетители задерживаются в зале, где воссоздали давно исчезнувший Оперный Дом, который был построен в 1745-м году в Верхнем саду. Это было одно из первых театральных зданий в России.

«Театр имел огромную популярность, ставились музыкальные и балетные спектакли, — рассказывает Людмила Ежак, ведущий методист ГМЗ «Петергоф». — Это балет "Психея", написанный замечательным французским композитором Жаном-Батистом Люлли в 1671 году».

Гостям предлагают не только посмотреть представление, но и детально изучить всю сценическую машинерию — сквозь прозрачный пол виден трюм с поворотными кулисными механизмами. В самом зале постоянно меняются декорации. Не менее зрелищный зал, где построили маленький Петергоф, с парком, фонтанами Большого каскада, и показали грандиозные праздники и «огненные потехи». От такого обилия подсветки в зале особенно жарко.

«В каждом зале происходят свои маленькие спектакли, которые продуманы заранее, — говорит директор студии сценографии сценических технологий Глеб Абаев. — Они заранее прописаны при помощи современных средств, пультов управления и с помощью современных систем синхронизации. Все шоу запускается единожды утром, и дальше в цикле они начинают существовать».

Как пообещали создатели нового музейного проекта, у него обязательно будет продолжение. Так в Петергофе может появиться еще один павильон — фотолаборатория — ведь фотографией очень увлекался Николай Второй. Свой интерактивный музей построят и в соседнем Ораниенбауме.

Читайте также:
В Петергофе открылся музей "Государевы потехи">>>

Новости культуры