17.06.2011 | 10:46

Медведев подписал закон, вводящий понятие "детская школа искусств"

Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", принятый Государственной Думой 31 мая 2011 года и одобренный Советом Федерации 8 июня. Об этом сегодня сообщила пресс-служба Кремля.

Поправки в закон "Об образовании" определяют правовой статус и основы функционирования детских школ искусств (ДШИ). Документ, в том числе, позволяет региональным властям оказывать поддержку таким учебным заведениям. Согласно новациям, перечень общеобразовательных программ, которые реализуются в России, будет включать и "дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств". Но при этом оговаривается, что их освоение обязательно завершается итоговой аттестацией обучающихся. Ее форму и порядок сдачи выпускных экзаменов будет определять Минкультуры по согласованию с Минобрнауки. К компетенции этих профильных ведомств отнесены также и вопросы разработки государственных требований к "минимуму содержания, структуре и условиям реализации" указанных программ.

Со своей стороны, органы власти субъектов Российской Федерации получают право "осуществлять государственную поддержку реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в муниципальных детских школах искусств".

Кроме того, в статье, посвященной дополнительному образованию в России, вводится понятие "детских школ искусств" вместо привычных "музыкальных и художественных школ". Причем, детские школы искусств не подпадают под госаккредитацию наравне с дошкольными образовательными учреждениями.

Закрепление статуса детских школ искусств призвано создать условия для "выявления одаренных детей в раннем возрасте и их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусства, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств", подчеркивается в законе.


В настоящее время в уникальной системе подготовки творческих кадров в области искусства наметились "тенденции к разрушению исторических традиций и постепенному приближению к задачам клубной деятельности, что болезненно сказывается на всей вертикали отраслевого образования в области культуры", отмечается в пояснительных документах. Проблема состоит, в частности, в том, что детские школы искусства "не находят должного места в российском правовом поле", будучи приравненными к кружкам, студиям, секциям при Домах культуры или народного творчества, станциям юных натуралистов. Это не отвечает роли и значению ДШИ, являющихся основой ранней профессионализации одаренных детей, а не учреждениями общеэстетического развития подрастающего поколения.


В настоящее время в Российской Федерации функционируют свыше 17 тысяч учреждений дополнительного образования детей. ДШИ составляют одну треть от этого числа.