17.06.2011 | 11:07

Из российской анимации предстоит сделать индустрию

Письмо о катастрофической ситуации на "Союзмультфильме", опубликованное накануне 75-летия студии четырьмя классиками отечественной анимации, - Юрием Норштейном, Андреем Хржановским, Леонидом Шварцманом и Эдуардом Назаровым, - возымело эффект: о положении в мультипликации заговорили во вторник на президиуме правительства.

Премьер-министр Владимир Путин заявил, что в ближайшее время устроит совещание, посвященное проблемам аниматоров, а пока просит вице-премьера Александра Жукова провести предварительную встречу, чтобы выяснить, как именно нужно спасать отрасль.

Авторы "Чебурашки", "Ежика в тумане", трилогии по рисункам Пушкина и десятков других шедевров полагают, что господдержка государственной студии мультипликационных фильмов должна стать национальным проектом, который будет финансироваться в объеме 250-300 миллионов рублей в течение восьми лет.  "В этот срок должно быть включено создание государственных курсов художников-мультипликаторов, сценаристов, режиссеров, с полноценной стипендией и последующим трудоустройством, с обязательной отработкой на "Союзмультфильме" в течение как минимум 8-10 лет", - заявляют авторы письма.

По их мнению, "для производства фильмов студии необходимо 45-50 мультипликаторов и такое же количество режиссеров", потому что "только в условиях большого коллектива и накатанного производства появляются творческие индивидуальности и отдельные фильмы-вершины, которые, в свою очередь, задают художественное направление мультипликации как виду искусства", а вдобавок "необходимо восстановить корпус профессиональных редакторов с высшим литературным образованием".

На самом "Союзмультфильме", который с 2003 года разделен на ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция" (ОГК), чья главная задача - сохранение старой коллекции, и собственно студию (ТПО "Союзмультфильм"), считают, что классики бьют в набат по делу, но решения предлагают неэффективные.
 

"Вопросы поставлены очень правильно, четко и остро, но это, в основном, эмоциональное письмо. Не думаю, что они опираются на реально продуманную программу - да это и не их профессия, их профессия - делать гениальные мультфильмы", - заявил директор ТПО Тариэл Хателишвили.

Программу же, по его мнению, бессмысленно писать до тех пор, пока не будет определен объем государственной помощи, "а обойтись копейками здесь невозможно - это высокотехнологичная отрасль". Государство, убежден Хателишвили, должно этим заниматься, "потому что это государственная сфера интересов", но "если кто-то соберется всерьез финансировать, не ожидая быстрых денег, студия приветствует всех".

Впрочем, полагает директор ТПО, "Союзмультфильму" вполне хватит обозначенных классиками 250-300 миллионов рублей в год, чтобы "осуществить техническое переоснащение на уровне современных тенденций, создание разорванной связи между молодым и старым поколением и серьезной школы-студии", чьи ученики должны участвовать в производстве, параллельно впитывая "философию и идеологию" классической эстетики.

Хателишвили надеется продолжить старые советские традиции мультипликации, ибо "в коммерческих полнометражных фильмах больше грамотного маркетинга и менеджмента", чем собственно искусства. Вдобавок, "коммерческое кино может кормить само себя, а кино, которое является культурно-исторической традицией советского государства, кормить себя в принципе не может".

Гендиректор ОГК Василий Шильников, прежде всего, подчеркивает, что его предприятию помощь в принципе не требуется: оно зарабатывает продажей прав на показ архивных картин. "Мы денег ни у кого не просили - мы сами "Союзмультфильму" помогаем, поддерживаем "Гофманиаду" и взяли на себя обязательство поддержать "Школу дебютов", то есть проекты тех, кого укажут Норштейн и прочие классики", - заявил он.

"Гофманиада", затеянная художником Михаилом Шемякиным в 2001 году, для ОГК - имиджевый проект, обходящийся в 20-30 миллионов рублей в год. Впрочем, результаты его можно будет оценить нескоро - пока готова лишь первая часть, а завершения трилогии стоит ждать лишь через два-три года. Кроме этой титанической работы, на студии почти ничего не происходит: как признает Хателишвили, не имея госзаказа, она "не имеет возможности производить" и может лишь делать мультфильмы на заказ, "как производственная база".

Читайте также:

Путин пообещал рассмотреть обращение российских аниматоров

Художники-мультипликаторы направили письмо руководству страны