17.06.2011 | 11:10

Лучшие музыканты современности в составе жюри конкурса имени Чайковского

Сегодня в Москве продолжатся прослушивания первых туров конкурсов пианистов и виолончелистов, а в Петербурге наступил второй день «конкурсного марафона» для скрипачей. В жюри – мэтры с мировыми именами. В том числе – те, чей путь к славе также прошел «через сцену» конкурса имени Чайковского. Наблюдая за молодыми музыкантами, они наверняка вспомнят о собственном опыте – но судить будут строго. Рассказывают «Новости культуры».

Таким открытым это жюри скрипичного конкурса, кажется, еще никогда не было. Даже на собрания перед началом прослушиваний вход для прессы свободен. Такая доступность как главное оружие против интриг и скандалов.

Сергей Догадин, участник XIV Международного конкурса им. Чайковского: «Жюри в этот раз очень яркое известное, поэтому возможно все».

Андрей Баранов, участник XIV Международного конкурса им. Чайковского: «Новое интересное жюри, интересная программа».

Кто, как не Андрес Карденес, знает, что такое участие в конкурсе Чайковского. Лауреат третьей премии 82 года он до сих пор считает: именно соревнование в Москве было для него самым сложным в жизни. Тогда на конкурсе Чайковского – почти сто соперников в первом туре. Среди них – Сергей Стадлер, Виктория Муллова. Именно они и поделили тогда первый приз.

«Я вспоминаю, как же много я тогда работал, чтобы просто поучаствовать в этом конкурсе. Там я подружился с Викторией Мулловой, Сергеем Стадлером. Да, с одной стороны мы были соперниками, но с другой – коллегами и нам ничто не мешало отлично общаться», - говорит Андрес Карденес.

Для него этот седьмой по счету конкурс Чайковского стал даже не ступенью к успеху – целой лестницей. Теперь, находясь по другую сторону баррикад, готов дать шанс всем. Но покорять Андреса Карденеса надо не техникой.

«Многие скрипачи сейчас играют технически совершенно, – говорит Карденес. – Но это меня мало радует. Я хочу видеть их мысли, их эмоции, их отношение к тому, что они играют, их общение с залом. У нас же не спорт, не гимнастика на инструменте!»

Судьба Барри Шиффмана на конкурсе Чайковского 86 года сложилась не так успешно, как у Карденеса. В финал он, тогда совсем юный музыкант, не прошел. Зато теперь в третьем туре точно поучаствует – в составе жюри.

«Музыка должна уносить меня в другой мир, вырывать из повседневной жизни. Это чувство сродни любви. Я хочу, чтоб конкурсанты заставили меня унестись в какие-то внеземные пространства», – говорит Шиффман.

Барри Шиффман преподает скрипку и альт в самом, пожалуй, райском месте для творческих натур – канадском Банфф Центре. С упоением рассказывает об этом уникальном природном заповеднике, где особым способом взращивают любовь к музыке: «Общение с природой – важная часть подготовки музыкантов в нашем центре. Ваши скрипачи в советское время, я знаю, тоже готовились к конкурсу Чайковского примерно таким же образом: на два месяца уезжали на дачу. Почему? Да потому, что это тишина, это единение с природой! Лучшего способа подготовки не придумаешь!»

Прогулка по Петербургу, как лучшая подготовка к конкурсным прослушиваниям. Борис Кушнир признается: в этом городе все как почти 40 лет назад. В 69-м на Всесоюзном конкурсе скрипачей он получил третью премию. Это значило, что двери конкурса Чайковского для него автоматически открываются. Но Кушнир тогда сам отказался от выступления: для Советского Союза это был нонсенс.

«Там были тогда такие крупные силы, а я был еще молодым и неопытным, я решил, что я подожду, – вспоминает Кушнир. – Конечно, осталось какое-то неудовлетворение легкое, но это огромнейший конкурс был, и нужно было огромнейший репертуар учить, а я больше склонялся к камерной музыке».

Преподаватель Высшей школы музыки в Кельне, на нынешний конкурс Чайковского Борис Кушнир привез двух учеников. Надеется, что отличной игрой его поразят не только они, но все другие музыканты.

Все материалы темы «XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского»>>>