13.08.2014 | 10:47

Печать. 13 августа 2014

Выборгский кинофестиваль «Окно в Европу» одолел больше половины пути – обзор лучших картин смотра предлагают «Ведомости». Среди явных фаворитов - драма эстонского режиссера Ильмара Раага «Я не вернусь». Этот фильм нынешним летом уже был показан и премирован на международном иваново-плесском «Зеркале». Также критики отмечают «На дне» Владимира Котта по мотивам пьесы Горького и «Вкус Америки» Ефима Грибова, очень удачную экранизацию знаменитой повести Людмилы Улицкой «Веселые похороны». Другие темы печати – в обзоре «Новостей культуры».

***
Столетний юбилей начала Первой мировой войны проносится по музеям России. Добрался он и до Музея Москвы. Обозреватель «Коммерсанта» Валентин Дьяконов подивился новым акцентам в освещении этого мирового конфликта. Попытки сделать историю нагляднее, конечно, похвальны, но ход кураторов выставки «Москва в дни Первой мировой войны», которые использовали в оформлении штампованные белые гипсовые скульптуры вызывает недоумение. «В результате получается несъедобный гибрид классического краеведческого музея и относительно новых технологий и драматургических находок… Наверное, смотреть на прошлое как на боевик или шпионский роман увлекательно, но музеям с просветительской миссией не худо бы копнуть глубже».

***
«Новая газета» публикует материал о реставрации Гентского алтаря братьев Ван Эйков, которая продолжается уже несколько месяцев. История этого произведения искусства похожа на остросюжетный роман-эпопею длиной в шесть веков. Удивительно, что алтарь сохранился до наших дней. Его пытались продать, похитить, уничтожить. Он пережил религиозные восстания XVI века, войны, пожары и блажь сильных мира сего. Так, австрийский император Иосиф II приказал заменить непристойно нагих Адама и Еву «одетыми» прародителями. Сейчас многоярусный складень размером три с половиной на пять метров можно разглядеть в интернете по сантиметрам, но загадок у «Поклонения мистическому агнцу» все равно множество. Реставраторы говорят, что отдельные архитектурные детали были покрыты поздними слоями, а одежды некоторых персонажей полностью перекрашены, наверное, в угоду моде. «Сняв верхний слой на створке с изображением заказчика алтаря, – рассказала художник-реставратор Мари Постек, – мы увидели, что ниша за его фигурой – это не просто темное пятно. Под черной краской скрывалось пространство, угол стены с паутиной. Это интересная иконографическая деталь, иное прочтение творчества Ван Эйка».

***
Моцарт говорил, что не успевает записывать мелодии, которые звучат в его голове. Если бы он жил в наше время, разработка сибирских ученых ему бы очень помогла. – Полагает «Российская газета». Исследователи из Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники создали компьютерную модель, которая переводит напетую мелодию в ноты почти с абсолютной точностью – более 99 процентов, что гораздо выше западных аналогов. Дело в том, сибирская программа учитывает физиологические особенности человеческого уха, которое называют самым совершенным приемником звука. Автор разработки кандидат технических наук Антон Конев, говорит: «Если иностранные системы выделяют основной тон максимум по нескольким десяткам точек, то у нас их более 200… Более того, наша модель способна определять ноту, длящуюся всего четверть секунды, тогда как все остальные аналоги справляются, когда она звучит минимум несколько секунд. Представляете, сколько нюансов звука, сколько нот при этом теряется».

Новости культуры