11.08.2014 | 15:56

Владимир Панков представил в Эдинбурге спектакль "Война"

В Шотландии проходит 68-й Эдинбургский международный фестиваль - крупнейший в мире смотр сценических искусств. Опера, балет, концерты классической, оркестровой, камерной и вокальной музыки, танцевальные шоу и, конечно, театр - всё это в программе фестиваля. В числе приглашенных на смотр в этом году - Владимир Панков - основатель и руководитель студии SounDrama. Его новый спектакль «Война» - совместный проект Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова, Эдинбургского международного фестиваля в сотрудничестве с SounDrama Studio - первой увидела публика в Эдинбурге. Рассказывают «Новости культуры».

«Что, если завтра война?» — этот вопрос рождественским вечером уходящего 1913-го года обсуждают молодые интеллигенты, живущие в Париже. Все они увлечены творчеством — рисуют, пишут музыку и стихи. Саму войну художники тоже поэтизируют, называя ее «очистительным пожаром», сжигающим все косное и устаревшее. Они ещё не догадываются, что наступающий 1914-й принесет в их дома войну.

В основе спектакля коллаж из трёх произведений. В центре отрывки из романа Ричарда Олдингтона «Смерть героя». Английский писатель сам воевал на фронтах Первой мировой. Героический порыв и упоение опасностью сменилось у него осознанием тотальной трагедии. Герои произносят тексты и из «Записок кавалериста» Николая Гумилева — тоже участника тех событий. Звучат и строки Гомера, причем на языке оригинала.

«Этот кошмар мне снится до сих пор — греческий текст Илиады, который мне пришлось выучить, но надо сказать, что это было очень здорово, — рассказывает народная артистка России Елена Шанина. — Именно этот призыв к героизму на клич Богов, который заложен — наша война ведь тоже так начиналась: патриотизм, ликование на площади, а потом мы просто потеряли страну и огромное количество цвета нации».

«Вечная история, которая была описана еще Гомером в Илиаде и не потеряла актуальности даже сегодня, — говорит народный артист России Игорь Ясулович. — И, к сожалению, начинаешь думать: а когда поумнеет человечество, когда это произойдет?»

Герои, которых потом причислят к «потерянному поколению», встречаются в госпитале ближе к концу войны. Каждый уже утратил иллюзии, совсем по-другому смотрит на то, что произошло. 

«Вообще я зрителю рекомендовал бы более ассоциативнее смотреть этот спектакль, более чувственнее, — говорит режиссер, художественный руководитель студии SounDrama Владимир Панков, — благодаря нашему композитору Киму, который сделал всю музыкальную ткань, потому что они разговаривают таким открытым музыкальным языком. И второй наш музыкальный руководитель это Сережа Родюков, который написал потрясающую тему любви вальса — между Шнитке и Шостаковичем».

Спектакль задумывался ещё несколько лет назад, поставить смогли только сегодня — наверное, неслучайно — говорит Владимир Панков. Эта история показывает, к чему приводит «очистительный пожар» войны, на пепелище которого трудно взойти росткам новой жизни.

Новости культуры