11.08.2014 | 10:31

Проект "Протодизайн – Дизайн Будущего" представлен в столице

В столичном «Новом Манеже» развернута масштабная гиперинсталляция. В такой форме представлена выставка под названием «Протодизайн – Дизайн Будущего». Это проект художественный и одновременно образовательный. По нему отчасти можно восстановить историю развития дизайна – от решений, которые возникали когда-то в гуще народной жизни, в недрах модернизма и русского авангарда, в советских экспериментах – и до идей, которыми питается современный массовый дизайн. Нашлось место на выставке и дизайну будущего – своё представление о нём демонстрируют молодые авторы. Рассказывают «Новости культуры».

На первый взгляд экспозиция кажется случайным набором предметов. Мебель работы знаменитых дизайнеров соседствует с «одноразовыми» шведскими стеллажами и со старинными крестьянскими орудиями труда. Все это – в равной степени художественные объекты – считает идейный вдохновитель выставки Александр Ермолаев. Работы «первых дизайнеров» – неизвестных крестьянских мастеров, он собирает уже много лет.

«Простота архаического дизайна, естественность постоянно инициирует какие-то мысли, – отмечает Александр Ермолаев. – То есть она постоянно хочет освобождаться от лишнего, заумного, нарочитого».

Вдохновение в протодизайне находили еще авангардисты в начале прошлого века: простота и ясность «народного дизайна» перекликалась с их идеями. Какие именно предметы крестьянского быта вдохновляли Татлина и Малевича доподлинно неизвестно –авторы выставки позволили себе пофантазировать на эту тему.

«Вот, например, контррельеф Татлина, – показывает куратор объединения выставочные залы Москвы Лариса Климова. – Образцы и подлинники мы можем видеть в Третьяковской галерее, он такой же простой как вот работы с деревом мастеров крестьянского дизайна».

Революционным духом проникнуты и работы начинающих дизайнеров. Красочными плакатами студенты призывают освободиться от диктата общества потребления. В частности - не выкидывать старые вещи, а придумывать им новое применение. Воплощением этой идеи дизайнер Константин Шулика занимался еще в начале 90-х– правда, тогда стимулом стала не забота об окружающей среде, а дефицит.

«Светильник в виде пальмы. Если сказать, из чего он собран, это конечно будет странно – с одной стороны это бетон, строительный цемент, с другой – это заглушки от канализационных труб», – поясняет дизайнер Константин Шулика.

Участники выставки сходятся в том, что время, когда каждый был сам себе дизайнер и «мастер на все руки» – вполне может вернуться. А значит эта выставка – не только экскурс в историю, но и попытка заглянуть в будущее.

Новости культуры