17.06.2011 | 18:03

В Музее современного искусства смотрят "Расширенное кино"

Выставка "Расширенное кино", представляющая 24 видеоарт-проекта российских и зарубежных художников, которые демонстрировались на "Медиа Форуме" в рамках Московского кинофестиваля как пограничная территория кинематографа и современного искусства, открылась в Московском музее современного искусства в пятницу.

Эта экспозиция, занявшая четыре этажа музейного здания в Ермолаевском переулке, - центральный проект "Медиа Форума", который уже двенадцать лет входит в программу Московского международного кинофестиваля, показывая разнообразие экранного искусства.

"В этот раз мы полностью ушли в музейное пространство, отказавшись от кинозалов, потому что мы занимаемся именно современным искусством, ведь видеоэксперименты наследуют традиции живописи и перформанса", - рассказала в четверг  куратор экспозиции Ольга Шишко.

Выставка разделена на четыре части, каждая из которых имеет поэтическое название. Однако это, по большому счету, не более, чем условность. Сама куратор признает, что отдельные работы легко могли бы из одного раздела перекочевать в другой. Впрочем, экспозиция удивительным образом воспринимается как единое целое. Практически для каждой видеоработы выстроен отдельный зал, а те, что сгруппированы в одном помещении, нисколько друг другу не мешают. Показы сопровождаются подробным описанием на русском и английском языках.

На первом этаже, в разделе "Пространство памяти / Искаженная субъективность" можно увидеть завораживающее видео Фионы Тан "Подъем и падение", с которым она представляла Голландию на прошлой Венецианской биеннале современного искусства. Здесь же - Дуг Айткен с работой "Дом", в котором его сидящие друг напротив друга пожилые родители предстают единственно спокойными персонажами посреди разбушевавшейся стихии.

Далее следует раздел "Язык/Текст/звук и движущийся образ / Поэтика языка и пространства", где центральное место занимает видео Гари Хилла с Изабель Юппер в главной роли. В части "Видеоискусство - слепок с реальности / "Третье кино" демонстрируется проект Харуна Фароки "Пир или полет" - на нескольких экранах, сменяя друг друга, чередуются отрывки из фильмов со сценами суицида. Один из экранов в этом зале пока пуст - на нем будут показывать видеозапись перформанса Елены Ковылиной "Сукины дети", который она проведет в день официального открытия выставки, 25 июня.

Еще один ее российский участник - Виктор Алимпиев. Организаторы экспозиции поместили его видео "Вот" в раздел "Симулированная реальность... Новые герои" вместе с произведениями "Белая ночь" Арева Манукяна и "Это не Cure / Это не лечится" Бориса Элдагсена.

По техническим причинам три видеоинсталляции - "Дерек" Айзека Джулиана, "Благовещение" Эйи-Лиизы Ахтилы и "Пятую ночь" Янга Фудонга - приходится показывать отдельно от центральной части выставки, в "Гараже". Как объяснила Шишко, из-за своих масштабов они не поместились в пространства ММСИ, поэтому их решено было перенести в более просторное помещение. Там же, с 24 по 27 июня, пройдут лекции и мастер-классы "Медиа Форума", в которых примут участие, в частности, директор Центра искусств и медиатехнологий, куратор IV Московской биеннале современного искусства Петер Вайбель, художники Фиона Тан, Лесли Торнтон и Ранбир Калека.

По словам куратора, выставка "Расширенное кино" не претендует на ретроспективность. Это подборка произведений, созданных за последние три-четыре года. Однако существует одно условие - видеоартисты должны быть достаточно известными.