08.08.2014 | 10:44

Осенью этого года ожидается открытие Центра имени Сергея Рахманинова

Сергея Рахманинова еще при жизни называли самым русским композитором. Федор Шаляпин призывал слушать его произведения, чтобы лучше понять душу русского человека. Рахманинов, живя в Америке после эмиграции, до последнего не принимал гражданства другой страны. Память о нем хранят в Тамбовской области. В селе Ивановка находится музей-усадьба композитора. В Москве же, где он провел половину жизни, государственного музея не существовало. Осенью этого года ожидается открытие первого в столице центра имени Сергея Рахманинова. Рассказывают «Новости культуры».

Во времена Октябрьской революции Сергей Рахманинов жил в этом доме на Страстном бульваре. Тогда это была Первая женская гимназия. Именно отсюда в декабре 1917 года он навсегда уедет из России. Вторая половина жизни его пройдет в эмиграции. Сюда, на Страстной, он вернется уже в бронзовом обличии. В 1999-м году здесь был установлен памятник «самому русскому композитору».

Композитор родился в Новгородской губернии. Но все основные вехи жизни и творчества Рахманинова связаны с Москвой. Здесь он учился – сначала в музыкальной школе Николая Зверева, затем в консерватории. Был представлен Петру Ильичу Чайковскому и поставил свою первую оперу «Алеко». Жил более 30 лет – то на Воздвиженке, то на Страстном бульваре. Такая же кочевая судьба ждала и один из роялей композитора.

«Много роялей, о которых люди говорят: вот на этом рояле он играл, – рассказывает вице-президент российского Рахманиновского общества Тамара Паршина. – Может и так, а может и не так. А вот этот рояль, совершенно точно известно: он был куплен Рахманиновым у Бехштейна. Это единственный в России рояль, о котором совершенно точно известно, что он принадлежал Рахманинову».

Перед эмиграцией, в 1916-м, композитор продал рояль музыканту Исаю Добровейну. Его младший брат долго хранил инструмент, который помнил пальцы Рахманинова. В 60-е годы рояль перешел в руки пианистов Елены Сорокиной и Александра Бахчиева. Они и передали его в Рахманиновское общество. Инструмент прозвучит в день открытия музея имени Сергея Рахманинова на Большой Ордынке и станет его главным экспонатом. Здесь, в Замоскворечье, композитор не жил, но бывал часто. Давал уроки музыки в семье Третьяковых. Был прихожанином Церкви святителя Николая в Толмачах. Рядом – дом, где теперь будет музей имени Рахманинова. Этот особняк был построен в середине XIX века. В XX – отдан под коммунальные квартиры, а в XXI признан аварийным на 85 процентов. От сноса спасен Рахманиновским обществом.

«Здесь были фанерные перегородки, – рассказывает Тамара Паршина. – И было, по-моему, четыре комнаты. Для четырех жильцов. До сих пор сюда приходит пожилая женщина, которая в этом доме родилась, каждое лето приходит и смотрит: что с моим домом сделалось. Я здесь провела все детство».

Музей Рахманинова обещает стать не просто местом хранения экспонатов – настоящим концертным центром, где приглашенные музыканты будут исполнять на роялях Рахманинова и Льва Оборина произведения композитора. В репертуаре фаготиста Валерия Попова сочинения Сергея Рахманинова занимают особое место. Он уверен – эта музыка способна объединять не только профессионалов, но и целые народы.

«В 69-м году, я думаю, что мы даже открыли американцам его вторую симфонию, – считает Валерий Попов. – Обычно ее избегают из-за ее размеров. Вот в Вашингтоне была очень серьезная политическая ситуация, 69-й год. Заглянув в историю, мы можем знать, что тогда происходило. Мы совершенно потрясающе тогда сыграли эту симфонию вторую».

В первом московском музее-центре Рахманинова собираются глубоко исследовать творчество композитора. Верят, что партитуры не горят и подлинник Первой симфонии (после ее неудачного исполнения Рахманинов надолго замкнулся в себе и сжег его) возможно восстановить, как и память о самом великом композиторе.

Новости культуры