17.06.2011 | 19:33

Первый тур Конкурса Чайковского: экватор пройден

Международный конкурс имени Чайковского движется строго по расписанной «партитуре». Сегодня в Северной столице – второй день «исполнительского марафона» скрипачей. А в Москве под прицелом прессы и публики – пианисты и виолончелисты. Перед жюри выступает уже третья группа конкурсантов. Каждый день состязаний – это победы и поражения, радости и разочарования, потрясения и слезы – то, из чего и складывается личный опыт каждого начинающего музыканта. Рассказывают «Новости культуры»

Члены жюри уже прослушали более половины пианистов. Признаются – участники в этом году очень разные и по технике игры, и по внутренней энергетике. Одно очевидно: конкурсанты отнеслись к состязанию со всей ответственностью.

«Программы очень разнообразные, очень серьезные и дают возможность показать все, на что способны молодые наши таланты», – замечает народный артист России, член жюри конкурса Владимир Овчинников.

Первым на сцену Большого зала консерватории вышел пианист из Китая Чэнь Юньцзе. На фортепиано он играет с четырех лет. Учился в Шанхае, затем в США. В 2009  году получил специальный приз на Конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже – за лучшее исполнение Шопена. Решил включить его произведение и в программу первого тура.

«При подготовке программы я решил уделить особое внимание драматургии. Начал с элегантного, на мой взгляд, Гайдна, закончил зажигательной "Лезгинкой" Ляпунова», – рассказывает он.

Тимур Щербаков еще в детстве знал, что будет участвовать в этом конкурсе. Из обязательного Чайковского выбрал «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года» и «Экспромт». После выступления музыкант признался: он не просто играл, но как будто разговаривал с самим композитором.

«В некоторых моментах я почувствовал, будто я задаю ему вопрос. Может, он там, на небе, сидит и слушает этот конкурс,  и он мне сказал: "Играй по тексту!"», – признается Тимур.

Филипп Копачевский свой первый концерт дал в девять лет. Сегодня ему 21 год, он уже играл на лучших площадках Великобритании, Германии, Японии, Голландии, но это выступление для него одно из самых важных.

В Малом зале консерватории, где соревнуются виолончелисты, свободных мест нет. Многие слушают за дверью. 23-летний Ханс Кристиан Голстайн из Норвегии после выступления признается, что вовсе не волновался.

«Я буду волноваться, когда доберусь до финального тура, когда предстоит играть новую, малознакомую музыку Пендерецкого. Да еще, к тому же, он будет в зале. Это будет нелегко и для мастерства, и для нервов», – делится музыкант.

На Первом туре не нервничал и Нарек Ахназарян – участник прошлого Конкурса Чайковского. Ему, представителю Армении, в альма-матер и стены помогают. Отпускать музыканта публика не желает даже за сценой.

А вот преподаватель Александра Рамма – Наталья Шаховская – на выступление своего ученика не пришла, смотрит трансляцию дома. А его мама так и не решилась подняться в зал. В это время ее сын на сцене играет на уникальном инструменте – виолончели Страдивари. 

Финальным произведением программы Александр Рамм выбрал сюиту Кассадо. Редко исполняемое произведение. Сложное и невероятно эмоциональное. Александр признается, что не боялся жюри – а ведь в зале был сам Кшиштоф Пендерецкий. Следовал совету: не играйте для судей – только для себя.

«Истина в этих словах есть. Если заниматься соглашательством, то музыка уйдет далеко, на третий план», – полагает конкурсант.

После прослушиваний жюри под председательством Давида Герингаса удаляется. Молча, без комментариев. О впечатлениях обещают рассказать по итогам первого тура. Завтра пройдут последние прослушивания виолончелистов, и уже поздно вечером станут известны имена тех, кто попал во второй тур. Пианисты будут играть еще в воскресенье, и ближе к ночи этого дня станет ясно, кому из конкурсантов предстоит готовится ко второму туру а для кого Конкурс имени Чайковского завершен.

Все материалы темы «XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского»>>>