07.08.2014 | 09:32

Выставка "Жи/Ви: живопись и видео в отношениях" открывается в столице

В столичной галерее на Солянке открывается выставка с незамысловатым на первый взгляд названием «Жи/Ви». Название составлено из первых двух букв двух слов, двух искусств – живописи и видео. Казалось бы, ничто не предвещало сложности в их взаимоотношениях, как, скажем между цифровыми и печатными книгами. Но кураторы рассудили иначе и принудительно столкнули их в противоборстве – совместили статичные и динамичные изображения на одной площадке. Рассказывают «Новости культуры».

Инсталляция: Картина. Из-под нее видны только ноги, которые отбивают чечетку.

Такую картину увидишь не часто. Инсталляция эстонской художницы Мерики Эстна так и называется «Танцующая живопись». Здесь вообще мало статичных кадров. И даже на первый взгляд обычный портрет двух девушек скоро оживет. Полотно «Мир» художница Елена Ковылина называет эскизом к своей живой одноимённой постановке.

«Мне пришла в голову идея сделать перформанс на ВДНХ, в котором бы встретились две девушки, – рассказывает Елена Ковылина. – Одна – в русском национальном костюме, другая – в украинском национальном костюме. И я представила, что было бы здорово, если бы они начали танцевать. Например, около фонтана Дружбы народов. Буквально на следующий день должно будет появиться оттуда видео, которое будет здесь показано».

Выставка «Жи/Ви» – не о конкуренции телевизионной или видеокартинки и живописи. Скорее, о непростом взаимодействии этих видов искусства. Охарактеризовать эти отношения одним предложением и сами кураторы не решаются.

«Мне на самом деле было интересно поставить этот вопрос, а не отвечать на него, – признается куратор выставки Сергей Попов. – Я знаю, что много возможностей я здесь еще не использовал. И, мне кажется, в XXI веке видео постепенно становится чем-то вроде картины. Чем-то вроде того, чем была картина для предыдущих столетий».

Полотно французского живописца Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» ожило в работе испанской художницы Кристины Лукас. В ее видеопанораме – размышления, что увидел бы зритель, если у художника XIX века в руках была бы не кисть и палитра, а видеокамера.

Отдельный зал выставки посвящён особым отношениям живописи и телевидения. Художник Эрик Булатов в 1984-м изобразил советского человека, сидящего у телевизора. Рядом на настоящем экране – ведущие нынешних новостей в те моменты, когда они молчат. Можно представить себе, что было бы, если бы они вообще всегда молчали.

К себе художники тоже подошли с юмором. Татьяна Подмаркова подглядывала сама за собой. Установила видеокамеру в мастерской. Она приходит сюда, переодевается, чтобы начать работу. И… ложится на диван.

Но, какими бы ни были отношения между живописью и видео, авторы всех работ, кажется, говорят: только «Жи/Ви!» – любому виду искусства.

Новости культуры