05.08.2014 | 10:35

В Третьяковской галерее реставрируют одно из самых грандиозных полотен Ильи Репина

Сегодня исполняется 170 лет со дня рождения русского художника-живописца, мастера портрета, исторических и бытовых сцен – Ильи Ефимовича Репина. В Третьяковской галерее воссоздают одно из самых значимых и монументальных полотен мастера – «Приём волостных старшин императором Александром Третьим во дворе Петровского дворца в Москве». О том, как идут реставрационные работы – рассказывают «Новости культуры».

Это грандиозное полотно Репина должно было стать торжественным символом начала правления царя-миротворца Александра Третьего, а стало – живым свидетельством эпохи. На картине запечатлена историческая встреча только что взошедшего на престол государя с крестьянами: они впервые в истории России приносят клятву императору. Жесткий, уверенный взгляд царя, в толпе – ожидание и страх, подобострастие и вызов. Взяться за эту картину Репина уговорили с трудом.

«Репин официальных заказов не любил и старался избегать их, – рассказывает заведующая отделом живописи второй половины XIX - начала XX века Государственной Третьяковской галереи Галина Чурак. – Здесь были таковы обстоятельства, что он не мог отказаться от этого заказа, и с огорчением писал Третьякову, что сожалеет, что он связался с этим заказом».

В письмах друзьям Репин возмущался: царская семья не желает позировать. Художнику пришлось сначала писать двор Петровского дворца в Москве, а уже потом главного героя. По воспоминаниям живописца, императора пришлось списывать через ограду Петергофского дворца.

Место для картины определили над парадной лестницей Большого Кремлевского дворца. В начале 50-х картина заняла свое место в репинском зале Третьяковской галереи. Реставрируют полотно впервые за полвека. На то, чтобы просто почистить его, ушел месяц работы. Реставраторы вспоминают: освобожденная от слоя пыли и пожелтевшего лака картина оживала на глазах.

«Здесь ощущение, что стоишь рядом, – отмечает художник-реставратор Екатерина Волкова. – Практически человеческий рост. И ощущение, что ты здесь в этой же толпе. Оно, конечно, очень такое… Меня даже несколько раз закрывали в залах. Я работала, меня там не видели».

Хотя картина и нуждалась в ремонте, но серьезнее всего была повреждена рама – или «Царь-рама», как ее называют реставраторы по аналогии с «Царь-пушкой». Грандиозная, под стать картине, работа московских резчиков XIX века, с годами утратила не только сияние, но и часть резных элементов.

«Мы будем убирать все тонировки, восстанавливать левкас, золотить, то есть мы будем делать капитальную реставрацию, – поясняет художник-реставратор Владимир Клепов. – Сусальным золотом покрывать будем, потом старить. Чтобы она смотрелась в едином стиле вся».

Для того, чтобы закончить все работы, у реставраторов осталось чуть больше месяца. Полотно Репина «Прием волостных старшин» вернется в экспозицию 9 сентября: оно будет жемчужиной готовящейся в галерее выставки «Картина и рама».

Новости культуры