20.06.2011 | 11:16

Мировые премьеры на Конкурсе имени Чайковского

Выбирая программу для Конкурса Чайковского, молодые музыканты относительно свободны. Но одно из условий второго тура – исполнение сочинений, обязательных для всех конкурсантов. В этом году написать такие «специальные» произведения попросили мэтров современного композиторского искусства. Имена впечатляют: Кшиштоф Пендерецкий, Родион Щедрин, Джон Корильяно. О том, какие изменения претерпела традиция заказывать музыку к конкурсу Чайковского, рассказывают «Новости культуры».

Красная папка, которая хранится в федеральном Архиве Президента России. В ней – материалы с грифом «совершенно секретно». То, с чего начиналась история конкурса. Документы за подписями Брежнева – тогда он был секретарем ЦК КПСС, Хрущева. Засекреченным больше пятидесяти лет оставался и этот документ.

Письменный доклад министра культуры СССР Михайлова ЦК КПСС. В нем говорится о подготовке к конкурсу и в частности, о том, что каждый участник состязания за два месяца до него должен выучить обязательное сочинение советского автора. Таким образом, планировалось пропагандировать музыку советских композиторов, которую в то время достаточно плохо знали за рубежом.

Рекордсменом по обязательным конкурсным сочинениям в советские годы был композитор Дмитрий Кабалевский – кстати, его рондо пианисты играли и в 58-м. Чуть позже была выработана такая практика: Союз композиторов проводил конкурс на лучшие произведения.

«Отличная идея. Это стимулировало и композиторов. Показать лучшее, на что они способны. Там ведь как было? Выставлялось несколько пьес современных композиторов, написанных специально к конкурсу. И они могли выбирать», - вспоминает композитор Андрей Эшпай.

Сам Андрей Эшпай тоже участвовал в этих конкурсах. И выигрывал – его сочинение, например, играл на конкурсе скрипач Виктор Третьяков. На последних конкурсах Чайковского композиторские состязания тоже проводились, но получалось как-то не очень, как горько замечали в самом Союзе композиторов. В этом году обязательные пьесы было решено заказать. Причем впервые композиторам из трех разных стран. Так что если это и пропаганда – как то было в советские годы – то лучшей мировой музыки.

«Три этих имени – Щедрин, Пендерецкий и Корильяно – это фантастическая выборка. То, что они согласились, нам, конечно, очень повезло. Сейчас у нас получилось не только предоставить конкурсантам отличные сочинения, но и расширить репертуар современной музыки», - говорит директор XIV Конкурса им.П.И. Чайковского Ричард Родзинский.

Кстати, на Конкурсе Вана Клиберна в Техасе, который также возглавляет Ричард Родзинский, всегда заказываются сочинения американским авторам. Раньше это было одно произведение, потом стало пять. Чтобы конкурсанты играли то, что хотят играть и что им нравится. На Конкурсе Чайковского все решили громкие имена авторов, гарантирующие качество материала. Сами же композиторы решили испытать конкурсантов на техническую прочность.

«Это не для пианистов в коротких штанишках, - говорит Родион Щедрин. – Это не для тех, умеет не все. Тут вся техника есть».

Родион Щедрин написал для конкурсантов этюд. Сложный, но эффектный. Виолончелистам придется иметь дело с сочинением польского композитора Кшиштофа Пендерецкого.

«Виолочеле тотале» – это, своего рода эксперимент с виолончелью, – говорит Пендерецкий. – Я решил, что это будет, действительно, сложное сочинение, виртуозное. С использованием всех возможных композиторских техник – в том числе и тех, которые я сам же и изобрел еще в 60-е годы. Так что это действительно, тотальный виолончелизм».

Произведение Пендерецкого уже согнало семь потов с конкурсантов.

Скрипачам предстоит сразиться с сочинением американца Джона Корильяно. Он сейчас в США – один из лучших: его оперы ставятся в Метрополитен-опера, его музыкой открывает сезоны нью-йоркская филармония. Но за то, как сочинение Корильяно примут на конкурсе, больше всего волнуется Ричард Родзинский: там есть ритмы и гармонии и джаза, и блю-грасса.

«Самое сложное в этом сочинении – играя на скрипке, ногой еще и отбивать ритм по паркету. Что типично для фолк-музыки и совершенно не характерно для классической. Поэтому в партитуре – две нотные линейки. Верхняя показывает партию скрипки как таковой. А внизу показано, где музыкант должен отбивать ритм. Это очень необычно», - рассказывает композитор.

Остается только добавить, что уже сегодня в Москве и Санкт-Петербурге состоятся три мировые премьеры сочинений, которые и сами композиторы услышат впервые.

Все материалы темы «XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского»>>>